Кемерово, Кемеровская область, Россия
Обосновывается необходимость формирования исследовательского поведения, мотивации к интеллектуально-творческой деятельности студентов. Даны определения понятий академического письма и информационной культуры личности. Анализируются результаты опроса по определению проблем и самооценке навыков научно-исследовательской деятельности студентов, подготовки и написания научных статей. Рассматриваются временные параметры и причины появления курсов академического письма и информационной культуры в отечественном высшем образовании. Представлен сравнительный анализ содержания и методологических подходов концепций академического письма и информационной культуры личности. Доказывается целесообразность компаративистского подхода с использованием междисциплинарных методов в изучении интердисциплинарных связей данных феноменов в целях повышения качества подготовки и написания студентами научных статей.
научная статья, научно-исследовательская деятельность студентов, академическое письмо, информационная культура личности, методологический подход, содержание обучения, междисциплинарная компаративистика
1. Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Кеммет Е.В., Михайлова А.Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. – 2023. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-kultura-studentov-rossiyskihuniversitetov (дата обращения: 17.12.2023).
2. Ванхемпинг Э. «Academic writing» как академическая дисциплина в мировом университетском пространстве: компаративный анализ дидактикометодологических подходов [Электронный ресурс] / Э. Ванхемпинг // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – Вып. 3 (39). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/academic-writing-kak-akademicheskayadistsiplina-v-mirovom-universitetskom-prostranstvekomparativnyy-analiz-didaktiko (дата обращения: 06.02.2024).
3. Гендина Н.И. Информационный и метапредметный подходы в системе общего образования в контексте информационной культуры личности / Н.И. Гендина. – М.: Ассоциация школьных библиотек русского мира, 2018. – 312 с.
4. Калашникова Е.М. Методологическое значение компаративистского подхода в современном социальном познании [Электронный ресурс] // Вестник ПГГПУ. – Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskoe-znacheniekomparativistskogo-podhoda-v-sovremennomsotsialnom-poznanii (дата обращения: 05.02.2024).
5. Колесникова Н.И. Русский научный стиль vs академическое письмо // Общество. Коммуникация. Образование. – 2022. – Т. 13. – № 1. – С. 36–47.
6. Короткина И.Б. Теория и практика обучения академическому письму в зарубежных и отечественных университетах: автореф. дис. … д-ра пед. наук / И.Б. Короткина. – М., 2018. – 40 с.
7. Короткина И.Б. Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. – № 10. С. 64–74.
8. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2015. – 295 с. – С. 11–12.
9. Никитина Е.А. Субъект познания, когнитивная культура личности и образование как hi-hume // Ценности и смыслы. – 2011. – № 7 (16). – С. 94–108.
10. Роботова А.С. Комментарии скептика: на какие вопросы не отвечает дисциплина «Академическое письмо» // Высшее образование в России. – 2018. Т. 27. – № 11. – С. 71–84.
11. Сысоев П.В., Сорокин Д.О., Евстигнеева И.А. Формирование компетенции в области академического письма научно-педагогических работников вузов // Перспективы науки и образования. – 2023. № 1 (61). – С. 658–671.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социальнокультурная деятельность / утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 1179 URL:https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/510303_B_3_12012018.pdf (дата обращения: 12.08.2024)