Россия
Современные медиа интегрированы во многие сферы общества. Научный дискурс также испытывает влияние объективного процесса медиатизации. Цель статьи – выделить важные проблемы медиатизации науки средствами Интернета. Базой исследования является анализ научных работ известных зарубежных и отечественных авторов по теме медиатизации. В статье обозначены основные черты социальных медиа, играющих все более важную роль в популяризации научного знания и в коммуникации между учеными. В статье отмечены положительные аспекты медиатизации науки, а также выявлены следующие проблемы: невозможность подобрать универсальный метод передачи информации; мифологизация научного знания; инфантилизация аудитории; демонизация медиадискурсов академическим сообществом; формирование псевдонаучного функционального стиля; проблема несоответствия коммуникатора и реципиента (дилетантизм); создание чуждых науке ложных смыслов. Статья может быть интересна исследователям медиатизации науки и высшего образования, а также менеджерам в сфере науки.
медиа, социальные медиа, новые медиа, наука в информационном обществе, медиатизация науки, проблемы медиатизации науки
1. Анохина В.В. Медиатизация как фактор трансформации социальных пространств и метаморфозы культурных традиций [Текст] / В.В. Анохина // Философия и социальные науки. 2015. — № 3. — С. 13–18.
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции [Текст] / Ж. Бодрийяр. М.: Постум, 2017. — 240 с.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистике [Текст] / П. Бурдье. М., 2002. — 160 с. 4. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе [Текст] / Е.Л. Вартанова. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 288 с.
4. Воронова Н.И. Мифологический дискурс как суггестивный тип коммуникации [Текст] / Н.И. Воронова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2023. Т. 12. — № 6. — С. 28–34.
5. Гапутина В.А. Нейминг российских подкастов: семантика и прагматика [Текст] / В.А. Гапутина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2021. Т. 10. — № 6. — С. 89–92.
6. Гуреева А.Н. Медиатизация научно-образовательной деятельности в Интернете: сайт российского вуза [Текст] / А.Н. Гуреева // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». 2017. — № 3. — С. 58–88.
7. Гуреева А.Н. Трансформация научной коммуникации в контексте медиатизации (теоретическое обоснование и практическое применение) [Текст] / А.Н. Гуреева, В.С. Кузнецова // МедиаАльманах. — 2020. — № 5. — С. 49–57.
8. Демченко П.Н. Медиатизация как фактор повышения интереса к современным научно-популярным СМИ (на примере журналов «Наука и жизнь» и «Популярная механика») [Текст] / П.Н. Демченко, И.В. Мальцев // Научный диалог. — 2021. — № 3. С. 171–189.
9. Землянова Л.М. Методологические приоритеты коммуникативистики и их модернизация в новом столетии [Текст] / Л.М. Землянова // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». — 2008. — № 4. — С. 96–114.
10. Казимирчик Л.В. Политический бренд в условиях медиатизации и виртуализации современной публичной политики [Текст] / Л.В. Казимирчик // Политические науки. Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 13. — С. 123–125.
11. Кастельс М. Власть коммуникации [Текст] / М. Кастельс. — М.: ВШЭ, 2017. — 591 с.
12. Клушина Н.И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль [Текст] / Н.И. Клушина // Русская речь. 2014. — № 1. — С. 66–73.
13. Назаренко А.Н. Медиатизация в контексте философии культуры [Текст] / А.Н. Назаренко // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. — 2023. — № 1. С. 69–80.
14. Наседкина Н.И. Сущность медиатизации как явления современного общества [Текст] / Н.И. Наседкина // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. — 2018. № 9. — URL: http://7universum.com/ru/ philology/archive/item/6381
15. Примаков В.Л. Медиатизация как теоретический концепт [Текст] / В.Л. Примаков // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2019. № 3. — С. 221–238.
16. Прокопенко Т.В. Роль социальных медиа в политической коммуникации [Текст] / Т.В. Прокопенко // Коммуникология. 2020. — Т. 8. — № 4. — C. 22–36.
17. Тихомирова Е.И. Теория коммуникации и новые медиа [Текст] / Е.И. Тихомирова // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. — № 3. — С. 218–221.
18. Филиппова Е.М. Научный миф как основа современного научно-популярного текста [Текст] / Е.М. Филиппова // Вестник науки Сибири. — 2014. — № 4. — С. 208–212.
19. Шмелева Т.В. Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования [Текст] / Т.В. Шмелева // Вестник Новгородского государственного университета. — 2015. № 90. — С. 145–148.
20. Hjarvard S. The Mediatization of Culture and Society. London: Routledge. 2013. 173 p.
21. Hjarvard S. The Mediatization of Society: A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change. In Northern Lights 2008 Yearbook of Film & Media Studies. Bristol: Intellect Press. 2008. pp. 105–134.
22. Thompson J.B. The Media and Modernity. A Social Theory of the Media. Cambridge, 1995. 314 p.