Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы совершенствования программно-целевого планирования развития лесного комплекса Российской Федерации на примере государственных программ Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Проанализированы структурные элементы, показатели и ожидаемые результаты действующих государственных программ лесного комплекса на предмет их достаточности и эффективности для достижения целей стратегического планирования развития лесного комплекса. Отобраны экономические параметры, характеризующие точки сопряжения государственных программ, в части лесного хозяйства и лесной промышленности. В работе сформулированы рамочные характеристики инерционной и рациональной моделей организации использования лесов, а также представлена формула доходности лесозаготовительной отрасли, посредством которой приводится причинно-следственная связь выбора лесозаготовителем в настоящее время инерционной модели организации использования лесов. По результатам проведенных научных исследований предлагается осуществить конвергенцию государственных программ развития лесного комплекса, в части лесного хозяйства и лесной промышленности, в целях повышения эффективности реализации программно-целевого метода управления отраслью.

Ключевые слова:
стратегическое планирование, государственная программа, лесной комплекс, конвергенция
Текст

Введение

В лесном хозяйстве вопросы планирования  не теряли своей актуальности ввиду долговременных  целей  реализации лесной политики а также ввиду необходимости  оперативного управления административной и хозяйственной деятельностью в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов [1].

Стратегическое планирование в лесном хозяйстве является частью Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года», утверждённой  распоряжением Правительства РФ N0 312-р от 11.02.2021 г. [2]. При этом особенности лесохозяйственного производства определяют специфику, способы и методы планирования в лесном хозяйстве. Как неоднократно подчеркивали исследователи данной проблематики,   состав производств в лесном хозяйстве неоднороден, он формируется набором работ и мероприятий, носящих характер промышленной, строительной сельскохозяйственной, управленческой, контрольно надзорной и другой деятельности. [3]

Ключевыми институтами стратегического планирования в лесном хозяйстве выступают Федеральные органы исполнительной власти, Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие разработку организационно-правовых, институциональных, политических, социальных, экономических, и других мер, направленных на обеспечение устойчивого развития лесного хозяйства Российской Федерации [4].

Новой Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года принятой в 2021 году определено, что в целях дальнейшего развития системы стратегического планирования в лесном комплексе потребуется совершенствование на всех уровнях власти нормативных правовых актов стратегического планирования и прогнозирования.

Данный посыл непосредственно затрагивает  государственные программы лесного комплекса федерального и регионального уровня планирования в части лесного хозяйства и лесной промышленности, а также требует соответствующих корректировок лесных планов регионов, с учетом внедряемых в лесном комплексе России проектных методов управления.

Стратегией предусматривается формирование и обеспечение единого общего вектора развития лесного комплекса, в том числе посредством синхронизации целей, задач и мероприятий государственных программ Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в части лесопромышленного комплекса.

Как отмечается в новой Стратегии, главным стратегическим принципом развития и совершенствования программно-целевого подхода при ее реализации является межотраслевая синергия государственных программ лесного комплекса с программами смежных отраслей (комплексов) народного хозяйства.

 

Материал и методы исследования

При проведении исследования был реализован  комплексный подход к исследованию вопросов стратегического планирования лесного комплекса в части государственных программ Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Источниками информации являлись федеральные и региональные информационные ресурсы, данные мониторинга  печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров, научно-исследовательских работ, нормативная правовая база в рассматриваемой сфере.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Целью государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» (далее – лесная государственная программа) является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия [5].

Основные мероприятия лесной государственной программы реализуются на землях лесного фонда преимущественно  за счет средств субвенций из федерального бюджета, направляемых на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации [6]. Одним из условий устойчивого экономического развития Российской Федерации выступают национальные проекты, а также необходимость их эффективной реализации на уровне региона. При этом актуальным вопросом является состояние и перспективы финансирования региональных проектов [7].  Не менее значимыми являются средства бюджетов субъектов, направляемые на  обеспечение  функций государственного управления в области лесных отношений и выполнение лесохозяйственных мероприятий [8]. В структуре финансирования на их долю приходится до 20%. Средства арендаторов участков лесного фонда направляются на финансовое обеспечение  выполнения мероприятий и составляют до 35% от общего объема средств направляемых в лесное хозяйство (таблица 1).

Список литературы

1. Ansary M. Technocenosis paradigm sustainability management of a forest enterprise/ Ansary M., Kuzminov A., Ternovsky O., Medvedskaya T., Panyavina E. В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. "International Forestry Forum "Forest Ecosystems as Global Resource of the Biosphere: Calls, Threats, Solutions"" 2020. С. 012008.

2. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 312-р.

3. Новикова А.В., Моисеева Е.Е. Оценка системы планирования в лесном хозяйстве // Актуальные проблемы лесного комплекса. 2016. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sistemy-planirovaniya-v-lesnom-hozyaystve (дата обращения: 24.09.2023).

4. Петров А.П. Лесное планирование: формирование рыночных цен на древесину на корню/ Петров А.П., Прядилина Н.К. // В сборнике: Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века. труды XIII Международного евразийского симпозиума. Минобрнауки России, Уральский государственный лесотехнический университет, Уральский лесной технопарк. 2018. С. 45-49.;

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 (ред. от 31.03.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства»;

6. Лесной кодекс Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.

7. Панявина Е.А. Финансирование региональных проектов в области сохранения лесов: состояние, перспективы / Панявина Е.А.// В сборнике: Лесные экосистемы как глобальный ресурс биосферы: вызовы, угрозы, решения в контексте изменения климата. Материалы Международного лесного форума. Воронеж, 2022. С. 296-303.

8. Morkovina S. Priorities of diversification in forest complex/ Morkovina S., Drapalyuk M., Sibiryatkina I., Torzhkov I.// В сборнике: Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. 2017. С. 2856-2862.

9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

10. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 16.04.2020) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

11. Морковина С.С. Базовые параметры экономической модели стратегического планирования лесного комплекса/ Морковина С.С., Рафаилов М.К. /Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика/ ФГБОУ ВО «ВГЛТУ», Т. 8. №3 (50), 2020. С. 129-136.

12. Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и кон-курентов/ Майкл Е. Портер/ Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.

13. Мартынюк А. А. Об актуализации системы документов стратегического планирования в лесном комплексе / Мартынюк А. А., Рафаилов М. К.// Сборник научно-технической информации по лесному хозяйству «Лесохозяйственная информация» ФБУ «ВНИИЛМ», № 1, 2017. С. 5-15.

14. Рафаилов М.К. Концептуальная парадигма системы стратегического планирования в лесном хозяйстве России /Рафаилов М.К./ Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. 2016. № 4. С. 53-72.

15. Mintzberg H. Rethinking Strategic Planning. Part I: Pitfalls and Fallacies // Long Range Planning. — 1994. — Vol. 27. — No. 3. — P. 12–21.


Войти или Создать
* Забыли пароль?