Россия
Представлены результаты исследования проблем управления репутацией высшего учебного заведения в условиях реформирования российской системы высшего образования. Дан обзор содержания монографии «Управление репутацией высшего учебного заведения», опубликованной в издательстве ИНФРА-М.
высшее учебное заведение, репутация вуза, система управления репутацией вуза, принципы и механизмы управления репутацией учебного заведения
Образование – отрасль, выявляющая, развивающая интеллектуальный потенциал нации и обеспечивающая углубление демократизации общества. Сегодня конкурентоспособность страны в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает «человеческий фактор», способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды.
Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.
В настоящее время система высшего профессионального образования в России столкнулась с рядом проблем, требующих от вузов активных действий, направленных на формирование положительной репутации и повышение их конкурентных преимуществ.
К таким проблемам можно отнести [1–3]:
- влияние процессов глобализации на развитие рынка образовательных услуг и формирование в связи с этим глобального рынка труда;
- переход России от командно-административной к рыночной экономике. Данный переход привел к росту числа вузов, в том числе негосударственных, что усилило конкуренцию на рынке образовательных услуг;
- ухудшение демографической ситуации и в связи с этим резкое снижение уровня рождаемости в 90-е гг. ХХ в., что привело к сокращению числа сегодняшних абитуриентов, поступающих в вузы, и создало ситуацию, при которой не студенты конкурируют за место в вузе, а вузы «сражаются» за каждого абитуриента;
- снижение уровня бюджетной поддержки вузов и необходимость привлечения внебюджетных источников финансирования для полноценного развития вуза; и др.
В связи с этим положительная репутация вуза становится его уникальным и в то же время единственным нематериальным активом, обеспечивающим учебному заведению конкурентное преимущество.
Как отмечают авторы в своих публикациях по данной тематике [4, 5], репутация высшего учебного заведения представляет собой общественную оценку, мнение, сложившееся о вузе, которое создается под влиянием различных факторов его внешней и внутренней среды [4].
Актуальность проблемы, обозначенной в рамках монографии [6], определяется новыми условиями развития российского высшего образования, при которых вузам приходится самим решать возникающие проблемы, бороться за место на рынке образовательных услуг.
Исследованию проблем теории и практики управления в высших учебных заведениях посвящены исследования некоторых отечественных ученых (В.М. Баренцева, А.К. Клюева [7], Н.П. Макаркина, Т.Г. Навазовой, Е.А. Неретиной [8] и др.). Многие авторы в своих работах рассматривают социальные аспекты управления высшей школой (например, И.С. Болотина, Е.Н. Жильцовой, В.Т. Королькова и др.), освещают проблемы экономических отношений в сфере образования (Д.В. Арутюновой, А.В. Балашова, Э.Р. Гареевой, О.В. Дмитриевой, Т.В. Оплетаевой и др.).
Проблемы формирования и развития репутации организации, имиджа и авторитета ее руководителя рассматриваются в трудах В.Г. Алиева, А.Б. Лапшова, И.В. Олейника, С.Д. Резника [9–17], В.А. Спивака, В.М. Шепеля и др.
Представленная же монография [6] призвана помочь в решении проблем управления репутацией высшего учебного заведения (в том числе с позиции системного подхода), так как, несмотря на развитие теории и накопленный опыт управления высшей школой, вуз является организацией, недостаточно изученной с точки зрения практического менеджмента.
Первое издание данной книги вышло в 2012 г. в издательстве ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» [18]. Монография, изданная в ИНФРА-М в 2014 г., развивает практические подходы авторов к проблемам управления репутацией высших учебных заведений.
Авторами монографии являются: Резник Семен Давыдович – заслуженный деятель науки РФ, директор Института экономики и менеджмента, заведующий кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доктор экономических наук, профессор; Юдина Татьяна Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Монография включает три главы, в рамках которых описаны основные аспекты процесса формирования и управления репутацией высшего учебного заведения.
Первая глава монографии «Теоретические и методические подходы к формированию системы управления репутацией высшего учебного заведения» посвящена изучению особенностей формирования репутации вуза. В рамках этой главы даны определения понятий «репутация», «деловая репутация», «репутация высшего учебного заведения», «имидж», определены группы факторов репутации вуза, рассмотрена репутация руководителя образовательного учреждения, разработаны методические подходы к исследованию поставленной проблемы.
Во второй главе «Практика формирования и управления репутацией высших учебных заведений на российском рынке образовательных услуг» проанализирована деятельность исследуемых вузов: изучены статистические показатели деятельности российских вузов, исследован процесс формирования и управления репутацией высших учебных заведений. В рамках данной главы монографии представлены результаты мониторинга среди студентов вузов и их родителей относительно проблем формирования привлекательности высшего учебного заведения для потребителей его образовательных услуг. Кроме того, на основе результатов экспертного опроса определены факторы, оказывающие влияние на формирование репутации вуза.
В рамках третьей главы «Система и механизмы управления репутацией высшего учебного заведения» разработана модель системы управления репутацией вуза, выдвинуты и обоснованы принципы и механизмы управления репутацией учебного заведения, обоснованы положения по оценке социально-экономической эффективности системы управления репутацией вуза.
Ранее подходы авторов, раскрывающие теоретические основы и практические подходы к формированию репутации вуза, представленные в монографии, были опубликованы в монографии [18] и научных статьях [19–23].
Идеи авторов относительно практических подходов к управлению высшим учебным заведением, в частности управлению репутацией вуза и его руководящих кадров, ранее также были опубликованы в научных статьях [24, 25].
Достоинства представленной монографии заключаются в развитии теоретических положений, методических и практических рекомендаций по формированию системы управления репутацией высшего учебного заведения.
К ним можно отнести следующие положения:
- В работе проведено разграничение понятий «корпоративная индивидуальность организации» (ее узнаваемость); «имидж» и «репутация». Исследуя различные определения данных понятий, предлагаемых отечественными и зарубежными учеными, сделан вывод о том, что ключевыми в определении понятия «имидж» являются слова «образ» и «портрет», а в понятии «репутация» – «оценка» и «мнение». Следовательно, имидж – это форма, а репутация – содержание. Эти понятия дополняют друг друга, создавая целостный образ организации. Управление имиджем влияет на репутацию организации, а управление репутацией, в свою очередь, оказывает влияние на ее имидж.
- В процессе исследования определены группы факторов, влияющих на формирование репутации высшего учебного заведения: качество образовательной деятельности вуза, показатели трудоустройства выпускников вуза и взаимодействие с работодателями, квалификация профессорско-преподавательского состава вуза, учебно-методическая деятельность учебного заведения, показатели экономической деятельности вуза, достижения в его научной деятельности, основные параметры учебного заведения, репутация управленческого персонала. Учет представленных факторов позволит повысить эффективность управления репутацией вуза в условиях возрастающей конкуренции между учебными заведениями.
- Проведенный в работе анализ практики формирования репутации вузов на российском рынке образовательных услуг позволил выявить особенности практики формирования и управления репутацией высшего учебного заведения, среди которых: отсутствие системы управления репутацией вуза; репутация управленческого персонала учебного заведения, которая является одним из факторов, влияющих на репутацию вуза; невысокий процент трудоустройства выпускников вуза; отсутствие Ассоциации выпускников во многих исследуемых учебных заведениях; недостаточное внимание повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и др.
- Важнейшим результатом исследования являются разработанная модель системы и механизмы управления репутацией вуза. Примененный метод моделирования позволил отразить структуру системы управления репутацией вуза как сложной системы, выявить элементы и взаимосвязи, присущие этой системе и ее составляющим, определить субъекты и объекты данного процесса. Достоверность представленной системы подтверждена ее апробацией в практике деятельности Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, а также Министерства образования и науки Пензенской области.
- Рекомендации, разработанные в ходе исследования, реализованы в проекте Российского гуманитарного научного фонда «Система управления репутацией регионального высшего учебного заведения», который выполнялся коллективом кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в 2012–2013 гг.
- Представлены методические положения по оценке социально-экономической эффективности системы управления репутацией вуза на основе показателей его экономической, научной и образовательной деятельности.
Описанные выше достоинства работы и ее результаты, безусловно, имеют значимость для российской науки. Она заключается в том, что разработанная авторами система управления репутацией вуза ориентирована на новый подход, позволяющий значительно модернизировать существующие методы управления репутацией учебного заведения, делая их адекватными современным проблемам и тенденциям развития экономики и образования.
Монография «Управление репутацией высшего учебного заведения» должна стать серьезным теоретическим и практическим руководством для управленческого персонала российских вузов в обеспечении и управлении репутацией учебных заведений. Работа может служить научно-методической базой также для научных работников, преподавателей, аспирантов и магистров вузов.
Отдельно необходимо отметить удачное оформление книги. Она имеет привлекательный дизайн, который соответствует общей тематике оформления всего научно-методического комплекса «Менеджмент в высшей школе», изданного под руководством директора Института экономики и менеджмента, заведующего кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, д-ра экон. наук, профессора С.Д. Резника. На лицевой стороне книги кратко обозначены ключевые моменты, которые нашли отражение в рамках монографии. На обратной стороне обложки представлены книги, вошедшие в названный научно-методический комплекс. Книга выпущена Издательским Домом «ИНФРА-М», центральным издательством г. Москвы.
1. Резник С.Д. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 6. - С. 57-61.
2. Резник С.Д. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин. - М.: ИНФРА-М, 2014.
3. Еремкин А.И. Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе: опыт и перспективы [Текст] / А.И. Еремкин, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 2. - С. 96-101.
4. Резник С.Д. Репутация как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности российского вуза [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - №2. - С. 81-91.
5. Резник С.Д. Репутация высшего учебного заведения: компоненты и модель репутации современного вуза [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - №3. - С. 30-35.
6. Резник С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 227 с.
7. Клюев А.К. Структурные преобразования в высшей школе России: проблемы и перспективы [Текст] / А.К. Клюев, Е.А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 5. - С. 6-11.
8. Неретина Е.А. Структурное построение и механизм управления государственным высшим учебным заведением [Текст]: монография / Е.А. Неретина, Г.А. Федоренко. - Саранск: Мордовский госуниверситет, 2008. - 185 с.
9. Резник С.Д. Инструменты повышения результативности личной деятельности руководителя [Текст] / С.Д. Резник // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 130-137.
10. Резник С.Д. Управление кафедрой [Текст]: учебник / С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 607 с.
11. Управление факультетом [Текст]: учебник; под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 696 с.
12. Резник С.Д. Организационное поведение [Текст]: учебник / С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 430 с.
13. Резник С.Д. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 3. - С. 74-80.
14. Резник С.Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета [Текст] / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина // СОЦИС. - 2003. - № 6. - С. 106.
15. Управление высшим учебным заведением [Текст]: учебник; под ред. В.М. Филиппова и С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 768 с.
16. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин, О.И. Шестернина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 204 с.
17. Резник С.Д. Ректоры России: система и механизмы профессионального продвижения [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 232 с.
18. Резник С.Д. Репутация высшего учебного заведения: формирование и управление репутацией вуза [Текст]: монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - Пенза: ПГУАС, 2012. - 268 с.
19. Резник С.Д. Система и механизмы управления репутацией высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Университетское управление. - 2010. - № 2. - С. 51-57.
20. Резник С.Д. Сравнительная характеристика потребителей репутации высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Менеджмент: управление в социальных и экономических системах: сборник статей VI Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 164-171.
21. Резник С.Д. Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина, В.Г. Камбург // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 488-493.
22. Юдина Т.А. Мониторинг формирования и управления репутацией высшего учебного заведения [Текст] / Т.А. Юдина // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 877-886.
23. Юдина Т.А. Репутация высшего учебного заведения и ее потребители [Текст] / Т.А. Юдина // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 1. - С. 107-114.
24. Резник С.Д. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д. Резника. - Пенза: ПГАСА, 2003. - 452 с.
25. Резник С.Д. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 3. - С. 46-52.