В статье представлены подходы к исследованию особенностей состава, деятельности и профессиональной карьеры управленческих и научно-педагогических кадров высших учебных заведений России. Дается обзор монографии «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы», которая подготовлена по результатам реализации ряда проектов, выполненных в рамках программ Минобрнауки России и грантов Российского гуманитарного научного фонда Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства.
управленческий потенциал, высшее учебное заведение, заведующий кафедрой, декан факультета, проректор, ректор, развитие, компетенция
Актуальность работы. Как показывают результаты исследований, кадровый состав вузов не всегда отвечает современным требованиям. Это касается как научно-педагогических, так и управленческих кадров. Причина этого в первую очередь в том, что отсутствует система отбора, подготовки и поддержки процесса становления высококвалифицированного преподавателя, а также отсутствие системы подготовки руководителей для вузов.
Чтобы руководящую должность или должность в профессорско-преподавательском составе высшего учебного заведения занимала соответствующая ей личность, ее нужно не только правильно оценивать, но и содействовать ее поиску, развитию и повышению управленческой или педагогической квалификации. Для этого необходима более действенная система аттестации и повышения квалификации руководителей и преподавателей вузовской сферы, стабильная система отбора и работы с резервом на руководящие должности, а также система ротации руководящих кадров.
В последнее время все чаще стали появляться работы, посвященные проблемам управления высшей школой, однако каждая из них касается и рассматривает узкий круг проблем. Большинство вузов не имеют сколько-нибудь значимых проектов в сфере управления, этот сложнейший процесс осуществляется на основе, главным образом, интуиции руководящих кадров. Поэтому сегодня перед управленческими кадрами вузов стоит проблема профессионализации управления, повышения его качественного уровня.
Сегодня многое зависит от личного авторитета и компетентности ректора, его заместителей - проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, репутации вуза в обществе, способности налаживать контакты со школами и предприятиями, от профессионализма и умения ректорского и деканского корпуса использовать свои управленческие качества, знания и опыт не только в общении с подчиненными, но и на высших уровнях власти, наконец, от энергичности, активности и работоспособности вузовских управленцев.
Чтобы руководящую должность в высшем учебном заведении занимала соответствующая ей личность, ее следует не только правильно оценивать, но и содействовать ее поиску, развитию и повышению управленческой квалификации. Для этого необходима более действенная система аттестации и повышения квалификации руководителей вузовской сферы, стабильная система отбора и работы с резервом на руководящие должности, а также система ротации руководящих кадров.
В 2014 г. в издательском центре «ИНФРА-М» вышла в свет монография «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» (Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы: монография / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.).
В основе монографии лежит ряд исследований, проведенных авторским коллективом по заданию Минобрнауки России в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» в 2001-2008 гг., а также федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.):
- Разработка и реализация внутривузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала высшей школы Российской Федерации» (2001-2002 гг.), № гос. рег. 01200103655.
- Оценка влияния качественного состава и содержания работы ректоратов (ректорского и проректорского корпуса) на результативность научной и учебной деятельности подведомственных вузов Минобразования России» (2004 г.), № гос. рег. 01200405055.
- Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с руководящими кадрами высших учебных заведений (2006-2007 гг.), № гос. рег. 01200603693.
- Развитие научно-методического обеспечения системы управления факультетом - ключевым звеном высшего учебного заведения на основе мониторинга состава и содержания деятельности деканского корпуса (2008 г.), № гос. рег. 01200803321.
- Методическое обеспечение формирования резерва руководящих кадров в высших учебных заведениях России, сопровождения и управления их профессиональным продвижением (2010-2012 гг.) № гос. рег. 01201061657.
По результатам исследований авторами уже были подготовлены и изданы научные статьи [1-8] и монографии [9-13].
Таким образом, монография [14] является обобщением научных основ управления высшим учебным заведением, а разработанное научно-методическое обеспечение формирования и развития управленческого потенциала вузов России дает хорошую основу для укрепления процессов формирования и подготовки управленческого резерва вуза, обучения и повышения квалификации действующих руководителей, влияет на развитие, престиж и конкурентоспособность высших учебных заведений.
Оценка содержания и структуры рукописи. Монография «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» состоит из двенадцати глав, выстроенных в логической последовательности и объединенных в четыре раздела.
В первом разделе «Концептуальные подходы к организации управленческой деятельности в высшем учебном заведении» рассматриваются вопросы, связанные с развитием системы управления высшим профессиональным образованием в России и некоторых зарубежных странах. На основе анализа ключевых направлений деятельности высших учебных заведений разработана модель системы управления высшим учебным заведением с учетом функционально-целевого подхода. Здесь же дан обзор субъектов управленческой деятельности в вузе, представлена классификация управленческого персонала.
Во втором разделе «Теоретические и методические подходы к формированию резерва, управлению профессиональным продвижением и развитием управленческого потенциала руководящих кадров высших учебных заведений» рассмотрено содержание управленческой деятельности в вузе, предложены модели организационно-управленческих качеств и профессиональной компетентности линейных (ректор, декан, заведующий кафедрой) и функциональных (проректоры по научной и учебной работе) руководителей вуза. Предложена методология исследования состава, содержания деятельности и карьеры управленческих кадров вузов.
В третьем разделе «Результаты мониторинга практики формирования резерва, управления профессиональным продвижением и развитием управленческого потенциала руководящих кадров высших учебных заведений» представлены результаты анализа состава руководящих кадров высших учебных заведений, а также особенности профессиональной карьеры управленческих и научно-педагогических кадров российских вузов.
В четвертом разделе «Система формирования и развития управленческого потенциала высших учебных заведений» представлено научно-методическое, правовое и аналитическое обеспечение системы формирования и развития управленческого потенциала высшего учебного заведения.
При этом многое из того, что описано в данной монографии, внедрено в практику деятельности Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, а работа по обучению руководящих кадров и резерва на выдвижение проведена руководителем авторского коллектива С.Д. Резником в Российском университете дружбы народов (г. Москва), Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва), Ижевском и Казанском государственных технических университетах, Самарском государственном университете, Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург), Нижегородском коммерческом институте, Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте, Кировской государственной медицинской академии и др.
Научно-методическое обеспечение внутривузовского менеджмента, в частности, профессионализации работы ректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами, которое лежит в основе обучения руководящих кадров вуза, включает учебники и практические пособия:
- Резник С.Д. Управление кафедрой: учебник для вузов с грифом Минобразования России. Предисловие Министра образования и науки РФ В.М. Филиппова. - М.: Инфра-М, 2015 [15, 16].
- Управление факультетом: учебник с грифом УМО / под ред. С.Д. Резника. Предисловие председателя Госдумы РФ Г.А. Балыхина. - М.:ИНФРА-М, 2013 [17].
- Управление высшим учебным заведением: учебник с грифом УМО / под ред. В.М. Филиппова и С.Д. Резника. - М.:ИНФРА-М, 2013 [18].
- Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения: учебник с грифом УМО / под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013 [19].
- Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: учебник с грифом УМО. - Пенза: ПГУАС, 2014 [20].
- Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии и организация обучения: учебник с грифом УМО. - Пенза: ПГУАС, 2014. - 360 с. [21-23].
- Еремкин А.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А. Внутривузовская система формирования, обучения и развития управленческого персонала: учебное пособие. - Пенза: ПГУАС, 2007 [24].
Развитие научных идей авторов монографии представлено в научных статьях [25-27] и монографиях [28-30].
Достоинством книги «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» является целостное и системное освещение содержания и специфики деятельности управленческих кадров высших учебных заведений. Содержание рукописи соответствует указанной тематике. Подробно раскрыто научно-методическое, аналитическое и правовое обеспечение системы управления вузами в новых социально-экономических условиях.
С точки зрения методологии рукопись отвечает требованиям, предъявляемым к подобным изданиям. Ее отличает доступный стиль изложения материала.
Практическая значимость рукописи. Результаты исследований, представленные в монографии, могут быть использованы в деятельности руководящих кадров вузов, как молодых, так и опытных ректоров, а также для всего руководящего корпуса вуза.
1. Резник С.Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета [Текст] / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина // Социологические исследования. - 2003. - № 6. - С. 106.
2. Резник С.Д. Моделирование качеств руководящих работников высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, О.И. Шестернина; под ред. Р.М. Нижегородцева. - В кн.: Управление инновациями. - 2006 / Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Доброе слово, 2006. - С. 280-284.
3. Еремкин А.И. Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе: опыт и перспективы [Текст] / А.И. Еремкин, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 2. - С. 96-101.
4. Резник С.Д. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 6. - С. 57-61.
5. Резник С.Д. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 3. - С. 74-80.
6. Резник С.Д. Особенности и пути оптимизации системы управления высшим учебным заведением [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 4-1 (52). - С. 313-318.
7. Резник С.Д. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 3. С. 46-52.
8. Сазыкина О.А. Моделирование профессиональных компетенций преподавателя вуза, совмещающего научно-педагогическую и управленческую деятельность [Текст] О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. - М.: ИНФРА-М. 2013. - V. 1. I. 6. - C. 342-348. DOI:https://doi.org/10.12737/2534.
9. Резник С.Д. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д. Резника. Пенза: ПГАСА, 2003. - 452 с.
10. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин, О.И. Шестернина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 204 с.
11. Резник С.Д. Ректоры России: система и механизмы профессионального продвижения [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 232 с.
12. Управление в социально-экономических системах бесприбыльного сектора [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 234 с.
13. Резник С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - М.: ИНФРА-М, 2014.
14. Резник С.Д. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
15. Резник С.Д. Управление кафедрой [Текст]: учебник для вузов. - Пенза: ПГУАС, 2004.
16. Резник С.Д. Управление кафедрой [Текст]: учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2009.
17. Управление факультетом [Текст]: учебник; под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.
18. Управление высшим учебным заведением [Текст]: учебник; под ред. В.М. Филиппова и С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 768 с.
19. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения [Текст]: учебник; под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.
20. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник, О.А. Вдовина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 361 с.
21. Резник С.Д. Студент вуза: технологии учебы и профессиональной карьеры [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. - Пенза: ПГУАС, 2009. - 360 с.
22. Резник С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 475 с.
23. Резник С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения [Текст]: учебник / С.Д. Резник, И.А. Игошина. - Пенза: ПГУАС, 2015. - 366 с.
24. Еремкин А.И. Внутривузовская система формирования, обучения и развития управленческого персонала [Текст]: учебное пособие / А.И. Еремкин, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина. - Пенза: ПГУАС, 2007.
25. Резник С.Д. Менеджмент в вузе: научная и методическая поддержка [Текст] / С.Д. Резник // Russian Journal of Management. - М.: ИНФРА-М. - 2015. - V. 3. I. 1. - C. 87-94. - DOI:https://doi.org/10.12737/11801.
26. Резник С.Д. Моделирование компетенций заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. - М.: ИНФРА-М. 2015. - V. 3. I. 2. - C. 140-149. - DOI:https://doi.org/10.12737/11864.
27. Резник С.Д. Управление функциональными процессами на вузовской кафедре: результаты социологического мониторинга заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. - М.: ИНФРА-М. - 2015. - V. 3. I. 4. - C. 407-418. DOIhttps://doi.org/10.12737/13108.
28. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
29. Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, Г.А. Резник, С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 323 с.
30. Управление компетенциями: структура, институты, механизмы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 210 с.