ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дана рецензия на учебник С.А. Нижникова «Философия». Указывается, что учебник написан в творческой манере и не повторяет уже имеющуюся учебную литературу, соответствует современному уровню философского знания и познания, носит педагогический и моральный характер.

Ключевые слова:
философия, духовное познание, сущность человека, мораль, гуманистические ценности, глобализирующийся мир
Текст

В учебнике С.А. Нижникова раскрывается многоаспектное содержание философии как элемента духовной сферы человека и общества. Философия преподносится в широком культурологическом и историко-философском контексте, даются основы гуманитарных знаний в их философском осмыслении. Наряду с философией описываются различные формы духовного познания: религия, искусство, мораль и наука. Дается не только общее ознакомление с историей формирования идей, но вскрывается их внутренняя логика развития, преемственность на основе центральной философской категории – бытия; разъясняются основные понятия, раскрываются наиболее важные проблемы, решаемые в процессе развития философского знания. Представленная последовательность частей и разделов обеспечивает достаточно глубокое проникновение в понятие философии, помогает ориентироваться в бесконечно разнообразном океане мировоззренческих идей и проблем. Методология изложения материала, его содержание направлены на выработку гуманистического мировоззрения: «Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности» [1, с. 20, 21].

Подтвердим изложенные суждения более подробным рассмотрением. Прежде всего, следует отметить продуманность структуры работы. Учебник состоит из четырех больших частей и 24 параграфов, в которых поэтапно раскрывается вся основополагающая философская проблематика: философское освещение проблем культуры, мировоззрения и познания, истории философии, философии истории, социальной философии, морали, политики и др. Материал учебника излагается почти на пятистах страницах, но благодаря четкой структуре и выверенному плану, он не хаотичен, а логически продуман и последователен. 

В четырех частях книги учащимся предлагается освоить четыре крупных блока тем, связанных темами мировоззрения, культуры и познания (1); развертывания философского дискурса в его историческом развитии (2); человека в его биологическом и социально-нравственном измерении (3). В заключительной четвертой части учебника рассматриваются основы философских дисциплин, актуальных как для личности, так и для решения проблем современного мира. Таким образом, завершается изложение материала, охватывающего собой все необходимые составляющие ФГОС ВПО нового поколения.

Первая глава — «Философия, мировоззрение и познание» — дает представление о философии как мировоззренческой науке, рассматривает ее прежде всего с гносеологических позиций, выявляя качественное своеобразие, подчеркивая ее незаменимость и несводимость к иным наукам. Большое внимание уделено критике суеверий, чрезвычайно распространенных ныне в нашем обществе. Философия, с ее критическим мышлением, всегда была на переднем крае борьбы со всевозможными невежеством и суевериями. Именно эта ее «очистительная» функция в полной мере развернута в данной главе.

Вторая часть всецело посвящена развертыванию философии в ее историческом развитии. Этой объемной области знания посвящены 150 страниц работы, на которых представлены все основные вехи развития историко-философского знания, начиная с предфилософии Востока и заканчивая основными направлениями европейской философии XX в. После усвоения материала данной главы у учащихся, без сомнения, будет сформирована историческая база философских знаний.

Основным предметом третьей части является человек. И это не случайно, так как человек является одновременно и субъектом, и объектом философского творчества. Здесь рассмотрены все основные параметры становления человека как социально-духовного существа. Особое внимание при этом автор уделяет понятию личности, подчеркивая, как важнейшую ее моральную, гуманистическую составляющую. Это особенно актуально, на наш взгляд, в современном обществе, когда личность подвергается всевозможной деформации. 

В четвертой части рассматриваются основные отрасли философского знания. Конечно, невозможно объять необъятное, но автор сумел, на наш взгляд, остановиться на самых существенных для философии и современного мира разделах, таких как социальная философия, философия истории, религии, творчества, политики и морали. Завершает данную часть, как и весь учебник в целом, тема, в которой глобально анализируются проблемы современности. Автор анализирует причины их возникновения и предлагает пути решения, исходя из ценностей гуманизма как по отношению к человеку и человечеству, так и к природе в целом.

Большое внимание автор уделил истории философии как истории поисков истины в философии [2, с. 15]. Тем не менее он не подменяет философию историей философии, что зачастую происходит, особенно в учебных курсах. Автор видит своей важнейшей задачей формирование у учащихся прогрессивного философского мировоззрения. И этой цели, с нашей точки зрения, учебник полностью достигает. Автор также дает философское осмысление всем важнейшим сторонам личностной и общественной жизни человека. По сути, философия у него превращается не в кабинетную науку, интересную только узким профессионалам, а в востребованную личностью и обществом современную систему знаний, необходимую для адекватной ориентации человека в обществе и мире. Учебник характеризуется достаточным качеством теоретической основы. Особенно это касается изложения предмета философии в первой главе, историко-философского раздела, главы по русской философии.

Большое значение в представленном учебнике придается гносеологической проблематике, борьбе с всевозможными суевериями и невежеством, порою преобладающими в нашем обществе. К достоинствам авторского подхода можно отнести также то, что им особо выделяются духовное познание, мораль и эстетическое творчество как особые формы познания, что обычно игнорируется в имеющейся учебной литературе. Помимо изложения необходимых знаний, учебник ориентирует учащегося и на формирование непреходящих гуманистических ценностей, когда мораль утверждается как важнейшая характеристика развитой личности, а моральная политика – жизненной необходимостью, без реализации положений которой невозможно ни построение свободного и развивающегося общества, ни решение глобальных проблем современности [3, с. 56]. Например, основной проблемой современного мира автор называет духовно-нравственный кризис человечества, порождающий все иные проблемы: насилия, разрушения природной среды и др. Достаточно внимания уделено межнациональным отношениям, международной политике, правовым и нравственным ценностям. Многообразно излагаются гносеологические проблемы, специфика научного знания, его приемы и методы.

Учебник подготовлен в соответствии с современными требованиями, так как в нем реализованы основные требования-компетенции как обще-культурного, так и профессионального уровня, рассмотрены объекты профессиональной деятельности бакалавров: различные формы бытия, процессы развития природы, общества и сознания, различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия), мировая философская мысль в ее истории, теория и практика общественной коммуникации, процессы познавательной и творческой деятельности, философские аспекты формирования и развития личности. Особое внимание в учебнике уделено реализации компетенции творческого подхода и развитию навыков межкультурного диалога, что весьма необходимо современному молодому человеку для ориентации в бурно развивающемся и меняющемся мире. 

Учебник рекомендован Научно-методическим Советом по философии Министерства образования науки РФ в качестве учебника по дисциплине «Философия» для студентов-бакалавров всех специальностей и направлений. И это не случайно, ведь в нем реализованы основные компетенции, такие как владение культурой мышления, готовность к сотрудничеству и стремление к саморазвитию, способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога; способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина; воспитание толерантного отношения к расовым, национальным, религиозным различиям людей и др. В нем представлены все основные темы общей части курса по философии для всех специальностей естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые изложены в соответствии с современными достижениями гуманитарных наук и истории философии. 

Следует отметить, что учебник по философии – это, конечно, не учебник по математике или какой-либо другой естественнонаучной дисциплине. Философия всегда личностна, что ярко проявилось в авторском видении философии и ее проблем. При этом учебник не носит субъективного характера, так как в нем выдержана «золотая середина», которая сейчас, в век крайностей, так востребована. Авторские оценки могут быть и резкими, но они всегда взвешенны и обоснованны. В настоящее время нет недостатка в учебниках по данной дисциплине, однако количество не всегда переходит в качество, особенно в такой специфической сфере, как философия. Поэтому хороший учебник по философии всегда актуален и всегда востребован. 

В рассматриваемом учебнике, помимо основного материала, освещаются также вопросы, касающиеся духовной сферы человека и общества, которые слабо представлены в учебной, а некоторые – и в специальной философской литературе. Среди них: понятие духовного познания, развернутое понятие гуманизма и морали, их исторических форм, кризис гуманизма в современности, формы и методы познания и т. д. Кроме того, сущностно рассматриваются такие формы духовной деятельности, как мораль, искусство и религия, устанавливается и обосновывается их предмет и метод. Преподносятся основы различных гуманитарных наук и форм духовной деятельности человека. Философия у автора, с одной стороны, является продуктом культуры, ее высшим плодом, а с другой – способом осмысления самой культуры, рефлексией над ней. При этом философия рассматривается как культуро- и человекосозидающая духовная деятельность. Некоторые положения, высказываемые в книге, являются дискуссионными, направленными на стимулирование интереса у учащегося и читателя. Учебник не повторяет уже хорошо известную учебную литературу [4–6]. 

Научный уровень учебника соответствует современным требованиям в социально-гуманитарной сфере знания. В нем используется новый материал и обнаруживается видение проблем глобализирующегося мира. Учебник оригинален по своей структуре и рассмотрению философии в контексте культуры и социума. Материал учебника основан на фундаментальных трудах и концепциях как отечественных, так и зарубежных философов и ученых. В нем успешно сочетается современный теоретический материал с историей философии и духовной культуры, общетеоретические положения обосновываются с привлечением обширного и разнообразного эмпирического материала из жизни общества. Методология, положенная в основу учебника, соответствует современному уровню философского и историко-философского знания. 

Учебник носит не только информационно-познавательный, но гражданский и морально-воспитательный характер. Он ориентирован на развитие самостоятельного мышления, способности глубже понимать духовную культуру общества и ее проблемы. Показана актуальность философии в современном мире, как ее близость насущным человеческим проблемам, так и направленность на решение глобальных проблем современности.

Структура учебника методически обоснованна, соблюдены психолого-педагогические требования. В книге представлено несколько уровней понимания – от самого простого до более глубокого и сложного, в связи с чем она может быть полезна для учащихся с разным уровнем подготовки. Автор умело организует учебный материал, удачно сочетая сложные теоретические проблемы: без упрощения и вместе с тем доступно. Каждый параграф сопровождается вопросами для самопроверки. В целом, учебник написан доступным языком. Так, автору удалось сказать даже о сложном внятно и вразумительно, без ложного теоретизирования и необоснованного упрощения. Книга носит, действительно, авторский характер, написана не без переживания и глубокого осмысления философских и современных общественных проблем, что должно также заинтересовать учащихся и помочь им в овладении столь непростым и объемным материалом. Нет сомнения, что использование данного учебника в обучении студентов приведет к овладению ими необходимым комплексом философских знаний, а также разовьет навыки аналитического мышления, будет способствовать формированию и развитию грамотной и ответственной личности, в которой так нуждается наше общество и без которой невозможно никакое его развитие, тем более модернизация.

Список литературы

1. Нижников С.А. Философия [Текст] / С.А. Нижников. - М.: ИНФРА-М, 2014.

2. Нижников С.А. История философии [Текст] / С.А. Нижников. - М.: ИНФРА-М, 2012.

3. Нижников С.А. Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций: монография [Текст] / С.А. Нижников. - М.: ИНФРА-М, 2015.

4. Соколов В.В. Философия как история философии [Текст] / В.В. Соколов. - М.: Академический Проект, 2010.

5. Спиркин А.Г. Философия [Текст] / А.Г. Спиркин: учебник. - М.: Юрайт, 2010.

6. Философия [Текст] / В. Аполлонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок [и др.]: учебник; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Проспект, 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?