Article is devoted to the questions of administrative consultation and assessment features of resources of consultant or consulting fi rm.
administrative consultation, resource of consultant, resource of consulting firm, consulting market.
Консалтинг как вид профессиональной деятельности: сущности и виды
Текущая деятельность консультантов внешне во многом похожа на работу юристов или врачей, задача которых профессионально оценить сложившееся положение и аргументированно изложить клиенту свои выводы. Существует разница между менеджером (руководителем) и консультантом по управлению. Работа менеджера и консультанта требует качественно разных навыков. От руководителя, прежде всего, требуется умение принимать правильные решения и добиваться их исполнения. Консультант же должен уметь проводить анализ исследуемого явления (процесса), определить его сущность, содержание, особенности и эффективно использовать полученные данные при работе с клиентом-менеджером.
На основании полученных рекомендаций клиент принимает решения по разрешению той или иной ситуации. Консультант должен усомниться в целесообразности своей работы в том случае, если клиент проявляет непоследовательность на этапе внедрения принятых решений.
Иногда работа консультантов завершается тем, что делается вывод о том, что никаких изменений не требуется. Клиент-менеджер в этом случае может сделать вывод, что его предыдущие управленческие действия были правильными. Однако в практике деятельности чаще всего консультантам по управлению приходится выступать в роли стимуляторов перемен.
В чем консультант по управлению должен быть экспертом? Его основной ресурс — системные знания, системный подход.
Консультант не может знать, как надо управлять именно конкретной организацией, но он должен знать:
- теорию и принципы управления организацией;
- контекст внешней экономической, политической социальной ситуации, в которой находится данная организация;
- методику использования знаний в конкретных организациях.
В экономическом управлении, например, консультант может способствовать созданию дополнительной добавленной стоимости, являющейся фактором конкурентного преимущества и тем самым повысить эффективность экономического управления.
Консультант может достичь этого за счет:
- содействия достижению высоких показателей развития производственных и логистических процессов;
- воздействия на формирование менталитета рыночных агентов;
- оперативного стимулирования процесса потребления;
- ограничения произвола рынка и снижения рисков в управлении.
В социальном управлении консультант может повлиять на формирование инновационного механизма формирования и развития всего спектра общественных связей и отношений, консолидировать интеллектуальный капитал персонала, технологичного введения его в разнообразные виды их практической деятельности. Консультант, работающий в социально значимых крупных организационных структурах, призван обеспечивать жизнедеятельность всех форм социального общежития; выступать условием прогрессивного развития экономики и культуры; стимулировать приращение инновационного потенциала общества.
Особенности процесса управленческого консультрования
Процесс управленческого консультирования подразделяется на ряд этапов, включающих подготовку клиентской организации к консультированию, диагностику, выработку предложений и рекомендаций, освоение нововведений. Каждый из перечисленных этапов делится на подэтапы, содержание которых зависит от специфики конкретного предприятия. Уникальность организации, ее сотрудников, сложившихся между ними отношений, личностей консультантов и многих других факторов создают основу для творческого поиска.
Управленческое консультирование включает три этапа: диагностику, поиск решений и реализацию проекта (консультирование). Успех консультирования закладывается на этапе диагностики. В основе диагностики — научный анализ на базе предварительной информации о клиентской организации. Предварительный характер информации предполагает, что на протяжении всего процесса управленческого консультирования консультант будет дополнительно собирать информацию по всем аспектам деятельности организации и корректировать свои действия. Качество информации обеспечивает качество анализа, а качество диагноза, в свою очередь, зависит от качества анализа.
1. Sharkov F.I. Kommunikologiya: kommunikatsionnyy konsalting. - M.: Dashkov i Ko, 2013.
2. Spravochnik po politicheskomu konsul'tirovaniyu. - M.: Konsaltingovaya gruppa «Imidzh-kontakt»; INFRA-M, 2002. - S. 7-9.
3. Konsul'tirovanie v upravlenii chelovecheskimi resursami / Pod red. N.I. Shatalovoy. - M.: INFRA-M, 2010.
4. Turchinov A.I., Magomedov K.O. Kadrovyy potentsial gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby: dukhovno-nravstvennye problemy. - M.: Izd-vo RAGS, 2009.