Novosibirsk, Novosibirsk, Russian Federation
Novosibirsk, Novosibirsk, Russian Federation
Novosibirsk, Novosibirsk, Russian Federation
The article presents the results of the 15-years experience of the project activity of the Personnel Management Department of the Siberian Institute of Management on the implementation of numerous research projects on the solution of topical problems for the university and society. This activity is carriedout by teams, which include teachers and students of the department. The author and the head of all the projects described briefly presented approaches, principles, technologies that allow to harmoniously include project activities in the process of training future HR managers. The author highlights the peculiarities of the project activity as a method of training HR managers and cites the results of teaching students and graduates how to use it successfully. The article also presents the results of the latest research project aimed at conducting vocational guidance work with 1st year students of the Faculty of State and Municipal Administration of the University.
professional competence, innovative methods of teaching, project method, HR-manager.
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная система высшего образования ставит своей основной целью интеллектуальное и нравственное развитие личности будущего специалиста, формирование его критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Концептуальный подход к современной системе образования основан на: гуманистической педагогике, главная цель которой — самоактуализация личности на основе осознания особенностей ее отношения к миру и себя в этом мире; «личностно-ориентированном подходе, где основной акцент — организация познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей его интеллектуального развития, уважение достоинства и личности ученика», согласно мнению К. Роджерса; модульно-компетентностном подходе; конструктивизме и принципах критического мышления. Конструктивизм предполагает способность осмысления
знаний как результата познавательной деятельности и осознание ранее приобретенного опыта, умение интерпретировать изучаемые явления, приобретая новые знания на основе критического мышления. А критическое мышление, согласно мнению Д. Клустера, является самостоятельным мышлением на основе знания, начинающееся с постановки вопросов и уяснения проблем, требующих решения, убедительное в аргументации и социальное по природе. Одной из важнейших проблем модернизации образования является необходимость создания еще при обучении в вузе возможности получения будущими специалистами, а в нашем случае, будущими HR-менеджерам, которые в перспективе будут отвечать за качество человеческих ресурсов организаций, не только теоретических знаний, но и развития их профессиональных и управленческих компетенций, качеств личности, воспитания ответственности и получения навыков командной работы, формирование опыта осуществления профессиональной деятельности. Поскольку модернизация современного образования настоятельно требует использования в учебном процессе технологий интерактивного обучения, ситуационного моделирования, игровых технологий и метода проектов, в основе которых лежит практическая деятельность, приближенная к ситуации реальной жизни, при моделировании которой в учебном процессе происходит формирование профессиональных и управленческих компетенций будущих менеджеров, то в этом случае актуальным становится вопрос о выборе педагогических образовательных технологий, основанных на ранее описанном подходе. Среди них выделяют такие, как: обучение в малых группах, метод проектов, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры и т.д.
МЕТОД ПРОЕКТА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Одним из наиболее эффективных инновационных методов обучения будущих специалистов, по мнению основоположников метода Дж. Дьюи [17] и его ученика У.Х. Килпатрика и их зарубежных [16, 18, 19, 20] и отечественных последователей [1, 2, 3, 4, 6, 15], является метод проектов. В основе метода проектов как метода обучения лежит теория прагматической педагогики «обучения через делание». Обучение строится на основе активной целесообразной деятельности обучающегося, которая ориентирована на его личные интересы, что учитывается им при овладении знаниями, а сегодня с позиций компетентностного подхода и компетенциями, которые будут иметь практическую востребованность в его дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
Опыт использования метода проектов при подготовке HR-менеджеров на кафедре управления персоналом СИУ РАНХиГС также убеждает в эффективности данного метода [13]. По мнению Е.С. Полата «Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость под контролем преподавателя. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [7].
1. Guliyants S.B. Metod proektov v rabote so studentami [The method of projects in work with students]. Sotsialynaya politika i sotsiologiya [Social Policy and Sociology]. 2009, I. 1, pp. 304-310.
2. Devisilov V.A. Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaya tekhnologiya motivatsii i lichnostno orientirovannogo obucheniya v vysshey shkole [Portfolio and method of projects as a pedagogical technology of motivation and person-oriented learning in higher education]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2009, I. 2, pp. 29-34.
3. Emel’yanova N.V. Proektnaya deyatel’nost’ studentov v uchebnom protsesse [Project activity of students in the educational process]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2011, I. 3, pp. 82-84.
4. Emel’yanova N.V. Proektnaya tekhnologiya obucheniya v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [Project technology of training in conditions of competence approach]. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly) [Alma mater (Vestnik vysshego shkoly)]. 2009, I. 10, pp. 42-46.
5. Zeer E.F. Proforientologiya: teoriya i praktika [Professional orientation: theory and practice]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2006, pp. 22-23.
6. Ivanov V.G. Proektno-deyatel’nostnaya podgotovka spetsialistov [Project-activity preparation of specialists]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2010, I. 2, pp. 160-164.
7. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, ACADEMA Publ., 2005, pp. 67-68.
8. Prikaz Mintruda Rossii ot 06.10.2015 N 691n “Ob utverzhdenii professional’nogo standarta «Spetsialist po upravleniyu personalom» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.10.2015 № 39362) [Order of the Ministry of Labor of Russia of 06.10.2015 N 691n “On approval of the professional standard” Personnel Management Specialist “(Registered in the Ministry of Justice of Russia 19.10.2015 № 39362)].
9. Chernyak T. Gossluzhba trebuet kompetentnosti i professionalizma [State service requires competence and professionalism]. Kadrovik [Kadrovik]. 2006, I. 10, p. 5.
10. Chernyak T.V. Igrovye tekhnologii v podgotovke HR-menedzhera: mezhdistsiplinarnyy podkhod [Game technologies in the training of HR managers: an interdisciplinary approach]. Novosibirsk, SibAGS Publ., 2016. 221 p.
11. Chernyak T.V., Kokh A.A. Peregovory i posrednichestvo kak tekhnologii razresheniya konfliktov [Negotiations and mediation as conflict resolution technologies]. Novosibirsk, SibAGS Publ., 2003. 198 p.
12. Chernyak T.V. Printsipy, podkhody i metody formirovaniya professional’nykh kompetentsiy spetsialista [Principles, approaches and methods of forming professional competences of a specialist]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. 2011, V. 39, I. 6, pp. 151-159.
13. Chernyak T.V. Proektnaya deyatel’nost’ studentov v konkurse RANKhiGS “Praktiki kar’ery” kak faktor razvitiya professional’nykh kompetentsiy budushchikh spetsialistov [Project activity of students in the competition of the Russian Academy of Science and Technology “Career Practices” as a factor of development of professional competencies of future specialists]. Obrazovatel’nye innovatsii i praktiki kar’ery [Educational innovations and career practices]. Moscow, Delo Publ., 2015, pp. 125-132.
14. Chernyak T.V. Upravlenie kompetentnost’yu gosudarstvennykh sluzhashchikh: iz opyta Sibirskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby [Management competence of civil servants: from the experience of the Siberian Academy of Public Service]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik [Public administration. Electronic bulletin]. 2005, I. 5, p. 4.
15. Yakovleva N.F. Proektnaya deyatel’nost’ v obrazovatel’nom uchrezhdenii [Project activities in an educational institution]. Moscow, FLINTA Publ., 2014. 144 p.
16. Barron B. Doing with understanding: Lessons from research on problem- and project-based learning// Journal of the Learning Sciences. - 1998. - Vol. 7-3&4. - pp. 271-311.
17. Dewey J. Experience and Education, Touchstone, New York, 1938 (1997 edition).
18. Knoll M. The project method: its origin and international development // Journal of Industrial Teacher Education. - 1997. - Vol. 34.-3. - pp. 59-80.
19. Knoll M. “I had made a mistake”: William H. Kilpatrick and the Project Method. Teachers College Record. - 2012. - Vol. 2. - 45 pp.
20. Markham T. Project Based Learning // Journal of Teacher Librarian. - 2011. - Vol. 39.-2. pp. 38-42.