The article is devoted to the study of soft assets and their potential as a tool for creating retail-enterprise competitive advantage. The issue is gaining momentum due to the growing competition in the retail market, which makes it imperative for individual retail enterprises to look for new competitive practices, and the low rate of soft-asset usage by retail enterprises. The purpose of the study is to identify additional retail-enterprise competitive strengths derived from a more efficient management of soft assets (case study: OAO Magnit, and X5 Retail Group). The methodology applied to the analysis of the efficiency of soft-asset use includes: an analysis of soft assets as part of organizational assets; a conventional-criteria-based analysis of soft assets; an evaluation of the value of soft assets and of the business in general; an analysis of retail enterprises’ private brands; an analysis of soft-asset franchising-based transfer. The study has revealed that soft assets are a potent means of improving a retail enterprise’s competitiveness through cost reduction, retail emotional gravitation, differentiation and enhancement of a retail enterprise’s investment attractiveness, etc. The results obtained can be deployed by retail enterprises to improve soft-asset management practices with the view to enhancing competitive advantage.
soft assets, competitive advantage, competitiveness, retail enterprise
Современная стадия развития розничной торговли характеризуется высоким уровнем конкуренции. Вступление России в ВТО, активное развитие как отечественных (Магнит, Дикси, О’Кей, Лента и др.), так и иностранных (Auchan, Spar, Douglas, Zara, IKEA и др.) торговых компаний будут способствовать дальнейшему усилению конкурентной борьбы. В сложившейся ситуации обязательным условием коммерческого успеха функционирующих в сфере торговли субъектов становится создание ими устойчивых конкурентных преимуществ.
В настоящее время торговые организации конкурируют между собой преимущественно на основе месторасположения магазинов, цены, качества, ассортимента, сервиса, т.е. традиционных факторов, которые могут быть оперативно воспроизведены. Современные тенденции развития розничной торговли требуют поиска новых, более действенных инструментов. Перспективным источником дополнительных конкурентных преимуществ для розничных торговых организаций на данном этапе является эффективное управление нематериальными активами (далее – НМА).
1. Bazhenov Yu.K. Roznichnaya torgovlya v Rossii: monografiya. - M.: INFRA-M, 2013.
2. Bogdanov M.S. Otsenka konkurentosposobnosti predpriyatiya setevoy roznichnoy torgovli. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2012. - №8.
3. Vasil´eva O., Vakhitov D. Razrabotka strategii razvitiya franchayzinga v torgovykh setyakh v usloviyakh regional´noy diversifikatsii. RISK: resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya. - 2012. - №1.
4. Gorba L.K. Strategicheskie prioritety povysheniya konkurentosposobnosti setevogo roznichnogo operatora formata gipermarket. Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2012. - №1 (41).
5. Ivanov G.G. Ispol´zovanie franchayzinga v torgovle. Rossiyskoe predprinimatel´stvo. - 2006. - №1.
6. Ivanov G.G., Mayorova E.A. Delovaya reputatsiya i effektivnost´ torgovli. Ekonomichniy chasopis-XXI. - 2014. - T. 1. - № 1-2.
7. Ivanov G.G., Kholin E.S. Franchayzing v torgovle. - M.: ID «FORUM», 2013.
8. Kafiatulova E.M. Ustoychivye konkurentnye preimushchestva v roznichnoy torgovle. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy. - 2010. - №1.
9. Kumar N., Stenkamp Ya.-B. Marki torgovykh setey: novye konkurenty traditsionnykh brendov. - M.: Al´pina Biznes Buks, 2008.
10. Mayorova E.A. Analiz i otsenka effektivnosti primeneniya nematerial´nykh aktivov roznichnymi torgovymi organizatsiyami. Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2014. - №4-1.
11. Nikolaeva T.I., Yalunina E.N. Nauchno-metodicheskiy podkhod k otsenke konkurentosposobnosti torgovoy organizatsii. Izvestiya Ural´skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2006. - №4 (16).
12. Paramonova T.N., Krasyuk I.N. Konkurentosposobnost´ predpriyatiya roznichnoy torgovli. - M.: KRONUS, 2010.
13. Popenkova D.K. Innovatsii v sfere riteyla. Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2014. - № 1-4.
14. Selyukov M.V., Shalygina N.P., Savenkova I.V. Instrumentariy poiska istochnikov konkurentnykh preimushchestvo torgovykh organizatsiy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2011. - №5. [Elektronnyy resurs]: URL: http://www.science-education.ru/99-4908 (data obrashcheniya: 20.04.2014).
15. Starov S.A. Upravlenie sobstvennymi torgovymi markami roznichnykh setey. - SPb.: Izd-vo «Vysshaya shkola menedzhmenta», 2013.
16. Khalezov V.N. Sozdanie ustoychivogo konkurentnogo preimushchestva malogo torgovogo predpriyatiya na osnove formirovaniya innovatsionnogo potentsiala. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. - 2013. - №51 (3). [Elektronnyy resurs]: URL: http://www.uecs.ru/innovacii-investicii/item/2007-2013-03-01-08-08-11 (data obrashcheniya: 20.04.2014).
17. Cheglov V.P. Innovatsionnyy riteyl. Organizatsionnoe liderstvo i effektivnye tekhnologii: monografiya. - M.: ID «FORUM», 2013.
18. Ofitsial´nyy sayt kompanii OAO «Magnit». [Elektronnyy resurs]: URL: http://www.magnit-info.ru/ (data obrashcheniya: 20.04.2014).
19. Ofitsial´nyy sayt kompanii X5 Retail Group. [Elektronnyy resurs]: URL: http://www.x5.ru/ (data obrashcheniya: 20.04.2014).
20. Pervoe nezavisimoe konsaltingovoe agentstvo FIRA. [Elektronnyy resurs]: URL: http://www.fira.ru/ (data obrashcheniya: 17.05.2013).
21. Samye tsennye rossiyskie brendy 2013. [Elektronnyy resurs]: URL: http://www.interbrand.com/ru/best-global-brands/region-country/best-russian-brands-2013.aspx# (data obrashcheniya: 20.04.2014).
22. FY 2013 DIXY Group IFRS Presentation. [Elektronnyy resurs]: URL: http://dixy.ru/sites/default/files/dixy_group_ifrs_fy_2013.pdf (data obrashcheniya: 20.04.2014).
23. Global 500 2014. The World´s Most Valuable Brands. [Elektronnyy resurs]: URL: http://brandirectory.com/league_tables/table/global-500-2014 (data obrashcheniya: 20.04.2014).