НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению нематериальных активов и возможности их использования розничными торговыми организациями в качестве инструмента создания конкурентных преимуществ. Актуальность рассматриваемой темы определяется, с одной стороны, характерным для современной розничной торговли усилением конкуренции, которая вызывает потребность отдельных хозяйствующих субъектов в поиске новых инструментов конкурентной борьбы, с другой стороны, значимостью и в то же время низкой активностью применения нематериальных активов розничными торговыми организациями. Цель работы состоит в изучении дополнительных конкурентных преимуществ организаций розничной торговли, сформированных на основе более эффективного управления нематериальными активами (на примере компаний ОАО «Магнит» и X5 Retail Group). Методика анализа и оценки эффективности применения нематериальных активов (рассматриваемой в качестве источника дополнительных конкурентных преимуществ) включает: анализ нематериальных активов как части активов торговой организации; анализ эффективности нематериальных активов на основе традиционных показателей; оценку стоимости нематериальных активов и бизнеса в целом; анализ собственных торговых марок торговых организаций; анализ передачи нематериальных активов на основе франчайзинга. Проведенное исследование показало, что нематериальные активы содержат в себе значительные возможности по повышению конкурентоспособности розничных торговых организаций, в том числе в результате сокращения расходов, эмоционального привлечения покупателей, дифференциации и повышения инвестиционной привлекательности компании и др. Значение полученных результатов состоит в возможности их практического использования в деятельности розничных торговых организаций при управлении нематериальными активами с целью создания дополнительных конкурентных преимуществ.

Ключевые слова:
нематериальные активы, конкурентное преимущество, конкурентоспособность, торговая организация
Текст

Современная стадия развития розничной торговли характеризуется высоким уровнем конкуренции. Вступление России в ВТО, активное развитие как отечественных (Магнит, Дикси, О’Кей, Лента и др.), так и иностранных (Auchan, Spar, Douglas, Zara, IKEA и др.) торговых компаний будут способствовать дальнейшему усилению конкурентной борьбы. В сложившейся ситуации обязательным условием коммерческого успеха функционирующих в сфере торговли субъектов становится создание ими устойчивых конкурентных преимуществ. 

В настоящее время торговые организации конкурируют между собой преимущественно на основе месторасположения магазинов, цены, качества, ассортимента, сервиса, т.е. традиционных факторов, которые могут быть оперативно воспроизведены. Современные тенденции развития розничной торговли требуют поиска новых, более действенных инструментов. Перспективным источником дополнительных конкурентных преимуществ для розничных торговых организаций на данном этапе является эффективное управление нематериальными активами (далее – НМА).

 

Список литературы

1. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России: монография. - М.: ИНФРА-М, 2013.

2. Богданов М.С. Оценка конкурентоспособности предприятия сетевой розничной торговли // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №8.

3. Васильева О., Вахитов Д. Разработка стратегии развития франчайзинга в торговых сетях в условиях региональной диверсификации // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - №1.

4. Горба Л.К. Стратегические приоритеты повышения конкурентоспособности сетевого розничного оператора формата гипермаркет // Проблемы современной экономики. - 2012. - №1 (41).

5. Иванов Г.Г. Использование франчайзинга в торговле // Российское предпринимательство. - 2006. - №1.

6. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Деловая репутация и эффективность торговли // Економiчний часопис-XXI. - 2014. - Т. 1. - № 1-2.

7. Иванов Г.Г., Холин Е.С. Франчайзинг в торговле. - М.: ИД «ФОРУМ», 2013.

8. Кафиатулова Э.М. Устойчивые конкурентные преимущества в розничной торговле // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2010. - №1.

9. Кумар Н., Стенкамп Я.-Б. Марки торговых сетей: новые конкуренты традиционных брендов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

10. Майорова Е.А. Анализ и оценка эффективности применения нематериальных активов розничными торговыми организациями // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №4-1.

11. Николаева Т.И., Ялунина Е.Н. Научно-методический подход к оценке конкурентоспособности торговой организации // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2006. - №4 (16).

12. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. - М.: КРОНУС, 2010.

13. Попенкова Д.К. Инновации в сфере ритейла // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1-4.

14. Селюков М.В., Шалыгина Н.П., Савенкова И.В. Инструментарий поиска источников конкурентных преимущество торговых организаций // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - №5. [Электронный ресурс]: URL: http://www.science-education.ru/99-4908 (дата обращения: 20.04.2014).

15. Старов С.А. Управление собственными торговыми марками розничных сетей. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013.

16. Халезов В.Н. Создание устойчивого конкурентного преимущества малого торгового предприятия на основе формирования инновационного потенциала // Управление экономическими системами. - 2013. - №51 (3). [Электронный ресурс]: URL: http://www.uecs.ru/innovacii-investicii/item/2007-2013-03-01-08-08-11 (дата обращения: 20.04.2014).

17. Чеглов В.П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии: монография. - М.: ИД «ФОРУМ», 2013.

18. Официальный сайт компании ОАО «Магнит». [Электронный ресурс]: URL: http://www.magnit-info.ru/ (дата обращения: 20.04.2014).

19. Официальный сайт компании X5 Retail Group. [Электронный ресурс]: URL: http://www.x5.ru/ (дата обращения: 20.04.2014).

20. Первое независимое консалтинговое агентство FIRA. [Электронный ресурс]: URL: http://www.fira.ru/ (дата обращения: 17.05.2013).

21. Самые ценные российские бренды 2013. [Электронный ресурс]: URL: http://www.interbrand.com/ru/best-global-brands/region-country/best-russian-brands-2013.aspx# (дата обращения: 20.04.2014).

22. FY 2013 DIXY Group IFRS Presentation. [Электронный ресурс]: URL: http://dixy.ru/sites/default/files/dixy_group_ifrs_fy_2013.pdf (дата обращения: 20.04.2014).

23. Global 500 2014. The World´s Most Valuable Brands. [Электронный ресурс]: URL: http://brandirectory.com/league_tables/table/global-500-2014 (дата обращения: 20.04.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?