Development of career views that occurred in the last decades is considered in this article. Modern career models, proceeding from subject and valuable approaches are described. The algorithm of career coach work is provided.
career paradigm, career concept, career subject, career meta-competences, career coach.
Изменение карьерной парадигмы
В современном управлении персоналом происходит смена карьерной парадигмы. Это проявляется в следующем:
1. От жесткого алгоритмизированного планирования карьеры организацией наблюдается переход к карьерному самоменеджменту, т.е. сознательному и активному управлению работником собственной карьерой как минимум на равноправных, партнерских позициях с руководством организации.
2. С «монокарьеры» сотрудники переориентируются на «многовариантную» карьеру, допускающую реализацию в нескольких профессиональных сферах. На смену специалистам, реализующим свой карьерный потенциал в конкретной области деятельности (горизонтальная карьера), приходят «генералисты», которые способны совмещать горизонтальную и вертикальную карьеру, т.е. успешно осваивать вершины как управленческой иерархии, так и профессионального мастерства.
3. Последовательно непрерывная линия карьеры заменяется моделью, предполагающей нелинейное карьерное развитие, которое включает как движение по вертикали (управленческая карьера) и горизонтали (профессиональная карьера), так и отступление, временную приостановку карьерного движения (дауншифтинг).
4. От сугубо технологичного, утилитарного подхода к построению карьеры, особенно на начальных этапах (составление резюме по четкому рекомендованному и «проверенному» алгоритму, тщательная подготовка к прохождению кадровых собеседований, создание и представление работодателю в выгодном свете собственного карьерного портфолио - своеобразного реестра личных достижений) акцент смещается на соответствие логики и траектории выбираемого карьерного пути внутренней системе ценностей человека.
5. Достаточно размеренное и плавное карьерное продвижение многих специалистов народного хозяйства, связанное с пятилетним циклом экономического планирования и таким же периодом глобального обновления информации, сменяется взрывным ростом скорости карьерных перемещений и ротаций, при этом информация обновляется практически каждый год.
6. Привязанность карьеры к конкретному рабочему месту в организации меняется (особенно в сфере IT-технологий и сервиса) на работу в режиме «удаленного доступа», появляется «дистанционный» вариант карьеры, когда сотрудник работает дома, самостоятельно выбирая темп и ритм рабочей деятельности.
7. Вместо развития отдельных специальных профессиональных компетенций важнее становится наработка так называемых карьерных мета-компетенций - универсальных психологических характеристик, высокая степень выраженности которых обеспечивает эффективную карьерную самореализацию, причем в разных сферах деятельности.
8. На смену значительному влиянию социальных факторов на успешность карьеры (работа в трудовом коллективе, поддержка коллег, авторитет в профессиональном сообществе) приходит возрастание роли личностных (индивидуальные компетенции и личный вклад) и поколенческих факторов (система ценностей представителей определенного поколения, их установки на трудовую деятельность и деловое взаимодействие).
Схематично сравнение прежних и современных взглядов на карьеру представлено в табл. 1.
Таблица 1
Прежде | В настоящее время |
Человек как объект карьеры | Человек как субъект карьеры |
Карьерный менеджмент | Карьерный самоменеджмент |
Монокарьера | Поливариативная карьера |
Непрерывная карьера | Нелинейная карьера |
Технология карьеры | Система ценностей |
Низкая карьерная динамика | Высокая динамика карьеры |
Локализованная «привязанная» карьера | Дистанционная «свободная» карьера |
Узкие компетенции | Мета-компетенции |
Социальные факторы | Личностные и поколенческие факторы |
Таким образом, на смену представлениям «одна жизнь - одна карьера», которые позволяли работнику рассчитывать на достаточность развития какого-то одного или нескольких конкретных умений и навыков для успешной карьеры в течение всего периода его профессиональной активности, в наше время пришла концепция многовариантной (поливариативной) карьеры. Реализуя многовариантную карьеру, человек в течение своей профессиональной жизни неоднократно меняет «точки реализации» собственного делового и личностного потенциала, проходя тем самым не один-единственный, а совокупность нескольких карьерных циклов. При этом возможны и карьерные остановки и карьерные паузы (дауншифтинг), что воспринимается не как поражение и карьерный крах, а как неотъемлемый и обоснованный карьерный этап, цель которого состоит в «переформатировании», переосмыслении своей самореализации и накоплении сил для возможной смены вектора профессионального и личностного развития.
1. Schein E.H. Career Anchors: Discovering Your Real Values / E.H. Schein. San Francisco: Jossey-Bass / Pfeiffer, 1990.
2. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategii zhizni. - M.: Mysl', 1991.
3. Ibarra E. Obretaya Ya. Neordinarnye strategii, izmenyayushchie kar'eru. - SPb.: Izd-vo: Stokgol'mskaya shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge, 2005.
4. Mogilevkin E.A. Psikhologo-akmeologicheskaya kontseptsiya kar'ery professionala: Monografiya. - Vladivostok: Izd-vo VGUES, 2005.
5. Mogilevkin E.A. Upravlenie kar'eroy professionala. Sovremennye psikhologicheskie tekhnologii kar'ernogo menedzhmenta: Monografiya. - LAP, Lambert Academic Publishing, GmbH&Co, Saarbrucken, Deutschland, 2011.