METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE SERVICE SECTOR
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents a study of a comprehensive methodology for assessing the effectiveness of implementing digital technologies in the service sector. The main trends in the development of digitalization were identified. The role of the service sector in the structure of the economy was characterized, and the level of its digitalization was noted. The most relevant digital technologies were also noted. A methodology for a comprehensive assessment of the effectiveness of implementing digital technologies in the service sector was developed. In particular, it was found that any implemented digital technology will be fully beneficial for the enterprise in the case of economic efficiency, as well as convenience, usefulness and functionality for employees and end consumers. Next, the structures of employee performance indicators and customer / customer loyalty were considered and characterized. It was found that in a comprehensive assessment of the effectiveness of implementing digital technologies in the service sector, for the greatest objectivity, it is also necessary to calculate economic efficiency indicators, in connection with which the structure of these indicators was considered. The analysis showed that in addition to traditional financial indicators, it is necessary to use modern metrics in the assessment, adapted directly to the digitalization of service enterprises. Next, modern economic efficiency indicators were considered and characterized.

Keywords:
service sector, digital technologies, performance evaluation, digitalization, economic efficiency
Text

Введение

Интенсивность развития и распространения цифровых технологий в последние годы значительным образом изменяют характер центральных отраслей экономики, поскольку организации активно интегрируют свои бизнес-процессы в цифровую среду для снижения издержек и увеличения масштабов деятельности [2, 3, 12, 15]

Размеры в освоении новейших цифровых бизнес-моделей существенным образом дифференцируется по секторам экономики. Одной из таких отраслей является сфера услуг, в которой цифровизация, а затем и цифровая трансформация коренным образом меняют функционирование бизнеса [1, 13, 14].

В настоящее время сфера услуг во многом оказывает определяющее значение на ключевые макроэкономические показатели во множестве стран по всему миру, заметно опережает промышленную отрасль экономики и сельское хозяйство по объему валового внутреннего продукта, а также имеет главенствующие позиции по количеству новых рабочих мест и числу занятых [7]

Стоит отметить, что сфера услуг имеет наибольший уровень цифровизации по сравнению с остальными отраслями российской экономики, однако общая степень цифрового развития сектора является не совсем большой, что указывает на существование значительного потенциала для дальнейшей цифровой трансформации на предприятиях сферы услуг [12].

            В качестве ключевых технологий цифровой трансформации сферы услуг в настоящее время можно выделить такие, как искусственный интеллект, Интернет вещей (IoT), облачные сервисы, большие данные (big data), а также многие другие [1, 10, 13]

В то же самое время, необходимо отметить тот факт, что каждая из внедряемых цифровых технологий по-своему эффективна в деятельности предприятия. В связи с этим, наиболее целесообразным является проводить оценку эффективности внедрения подобных мероприятий.

Целью исследования является создание комплексной методики для оценки эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • провести анализ ключевых требований для формирования методики;
  • рассмотреть и охарактеризовать каждую систему показателей для оценки в отдельности;
  • сформировать итоговые параметры комплексной модели оценки эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг.

 

Материал и методы исследования

Для создания комплексной методики оценки эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг в большей степени применялись методы систематизации, структуризации, анализа и синтеза и др. В частности, при работе с показателями особое внимание уделялось соответствующим актуальным нормативно-правовым актам, а именно Методическим рекомендациям по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием (утв. Минцифры России) [9], Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. N ВК 477) [8], Приказу Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 748 (ред. от 30.08.2024) "Об утверждении Методики расчета показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации и Методики расчета отдельных показателей национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" [11]. Основным методом при работе с расчетными показателями из вышеуказанных документов являлся системный анализ.

 

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время существует различное количество методик по оценке эффективности внедрения цифровых технологий, однако же не разработана единая система оценивания, которая могла бы универсальным образом помочь определить эффективность внедряемых мероприятий применительно к сфере услуг [5].

В таком случае, необходимо создать комплексную систему оценки эффективности интеграции цифровых технологий в сфере услуг, которая будет включать в себя показатели, способные наиболее полным образом отразить эффект от реализации тех или иных мероприятий.

Внедрение любого цифрового новшества в сфере услуг будет иметь наибольшую выгоду, если оно, помимо экономического эффекта, будет нести в себе полезность как для конечного потребителя, т.е. клиента или заказчика, так и для непосредственного оператора/пользователя данной технологии, т.е. сотрудника организации, в которой это будет внедряться. Совокупная схема такой комплексной оценки представлена на рисунке 1.

References

1. Rha, J.S. Research trends in digital transformation in the service sector: a review based on network text analysis / J.S. Rha, HH. Lee // Serv Bus 16. – 2022. – P. 77–98.

2. Bondarenko, V. N. Vliyanie razvitiya it-otrasli na transformaciyu sfery uslug v usloviyah razvitiya cifrovoy ekonomiki / V. N. Bondarenko // Sovremennye problemy turizma i servisa: sbornik statey nauchnyh dokladov po itogam V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Moskva, 28 aprelya 2022 goda / FGBOU VO «Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet turizma i servisa». – Moskva: Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet turizma i servisa, 2022. – S. 18-27.

3. Galyapa, I.M. Cifrovizaciya biznes-processov predpriyatiy sfery uslug kak klyuchevoy pokazatel' konkurentosposobnosti / I. M. Galyapa // Vestnik Luganskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Vladimira Dalya. – 2023. – № 6(72). – S. 14-18.

4. Glossariy WebAsk. – URL: https://webask.io/glossary/ (data obrascheniya: 01.10.2024).

5. Indikatory cifrovoy ekonomiki: 2022: statisticheskiy sbornik / G. I. Abdrahmanova, S. A. Vasil'kovskiy, K. O. Vishnevskiy, L. M. Gohberg i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». – M.: NIU VShE, 2023. – 332 s.

6. Klyuchevye pokazateli effektivnosti (KPI) cifrovoy transformacii – URL: https://silaunion.ru/articles/klyuchevye-pokazateli-effektivnosti-kpi-cifrovoy-transformacii/ (data obrascheniya: 01.10.2024).

7. Makarov, E.I. Ocenka roli sfery uslug v ekonomike strany i trendy ee razvitiya / E. I. Makarov, M. V. Semenov, R. M. Taydaev, E. A. Shubina // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. – 2023. – T. 11, № 1(60). – S. 45-56.

8. Metodicheskie rekomendacii po ocenke effektivnosti investicionnyh proektov (Vtoraya redakciya, ispravlennaya i dopolnennaya) (utv. Minekonomiki RF, Minfinom RF i Gosstroem RF ot 21 iyunya 1999 g. N VK 477). – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200005634/ (data obrascheniya: 03.10.2024).

9. Metodicheskie rekomendacii po cifrovoy transformacii gosudarstvennyh korporaciy i kompaniy s gosudarstvennym uchastiem (utv. Mincifry Rossii). – URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/ (data obrascheniya: 08.10.2024).

10. Molchanova, S. M. Napravleniya cifrovoy transformacii sfery uslug / S. M. Molchanova // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. – 2023. – T. 4, № 6(138). – S. 201-207.

11. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 28.12.2018 N 748 (red. ot 30.08.2024) "Ob utverzhdenii Metodiki rascheta pokazateley proizvoditel'nosti truda predpriyatiya, otrasli, sub'ekta Rossiyskoy Federacii i Metodiki rascheta otdel'nyh pokazateley nacional'nogo proekta "Proizvoditel'nost' truda i podderzhka zanyatosti" // SPS «Konsul'tantPlyus». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315668/ (data obrascheniya: 20.09.2024).

12. Semenov, M.V. Ocenka urovnya cifrovizacii sfery uslug v Rossii / M. V. Semenov // Obschestvo i ekonomicheskaya mysl' v XXI v.: puti razvitiya i innovacii: materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 20 aprelya 2023 g. / redkol: Yu. V. Vakulin [i dr.]; Voronezhskiy filiala REU im. G. V. Plehanova. – Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskiy centr «Nauchnaya kniga». – 2023. – C. 449-453.

13. Semenov, M.V. Sovremennye tendencii cifrovoy transformacii sfery uslug / M. V. Semenov, E. I. Makarov // Problemy razvitiya sovremennogo obschestva: Sbornik nauchnyh statey 9-y Vserossiyskoy nacional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii. V 3-h tomah, Kursk, 23–24 yanvarya 2024 goda. – Kursk: ZAO "Universitetskaya kniga 2024. – S. 504-508.

14. Sidorov, A.A. Razvitie sfery uslug v usloviyah cifrovoy transformacii nacional'noy ekonomiki / Sidorov A.A. // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. 2021. № 1. – S. 39-47.

15. Cifrovaya transformaciya otrasley: startovye usloviya i prioritety: dokl. k XXII Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obschestva, Moskva, 13–30 apr. 2021 g. / G. I. Abdrahmanova, K. B. Byhovskiy, N. N. Veselitskaya, K. O. Vishnevskiy, L. M. Gohberg i dr.; ruk. avt. kol. P. B. Rudnik; nauch. red. L. M. Gohberg, P. B. Rudnik, K. O. Vishnevskiy, T. S. Zinina; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2021. — 239 s.


Login or Create
* Forgot password?