VALUE-SEMANTIC RESOURCES OF OFFICIAL ACTIVITIES SUBJECTS: CONCEPTUALIZATION OF THE CONCEPT AND SPECIFICITY OF MANIFESTATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
From the standpoint of the value-semantic paradigm of personal development within the framework of the resource approach to ensuring service activities, an attempt was made to conceptualize the concept of "value-semantic resources of subjects of service activities". The article develops the idea of the existence of certain values and meanings of service activities, which become internal resources of subjects in difficult situations requiring mental stress and volitional effort. An analysis of the construct of "value-semantic resources of subjects of service activities" was carried out by defining its basic concepts: "meanings", "values" and "resources". The authors come to the conclusion that the value-semantic sphere of the individual is represented, on the one hand, by the value attitude to the surrounding world and service activities, and on the other hand, to oneself, as an intrinsic value. In this regard, understanding one's strengths and reflecting on one's positive qualities determines the axiological resource provision of service activities. The author gives the definition of the concept of value-semantic resources of subjects of official activity as individual psychological features of subjects, characterized by understanding the internal forces necessary for successful performance of official activity, endowing environmental objects with resource value, through attributing to them meaning (personal significance) and value (usefulness) for achieving certain (positive) results, in a broad sense - for maintaining and developing subject activity. The structure of value-semantic resources of subjects of official activity is proposed, which includes the categories: "values in action", and "personal virtues", "meaningfulness of life" "self-efficacy", "basic beliefs", "basic psychological needs".

Keywords:
value-semantic sphere, resources, subject, official activity, values, meanings, axiological resource provision of official activity
Text

Введение. Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, в силу своих профессиональных обязанностей и функционального служебного предназначения, находятся на острие противоборства ценностных систем и их носителей. В этой связи особую актуальность и значение приобретает собственная ценностно-смысловая сфера личности сотрудников: их личные убеждения, идеалы, ценности и смыслы, выступающие ценностно-смысловыми ресурсами выполнения служебной деятельности. Мы абсолютно солидарны с утверждением А.К. Марковой, что «большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд» [10]. Практические проблемы психологического обеспечения развития ценностно-смысловых ресурсов субъектов служебной деятельности требуют, прежде всего, научного осмысления данного понятия, и выявления специфики их проявления в практике. Концептуализация спонтанно используемого («интуитивно понятного») конструкта «ценностно-смысловые ресурсы субъектов служебной деятельности» предполагает процедуру уточнения его значения, содержания, онтологического упорядочивания, поиска лаконичного словесного выражения в обобщающей дефиниции, и обретения чётко очерченного места в понятийно-терминологическом аппарате научного психологического знания.

Разработка и выдвижение новых теоретико-методологических положений. Концептуализация понятия «ценностно-смысловые ресурсы субъектов служебной деятельности» осуществлялась с позиций ценностно-смысловой парадигмы личностного развития и ресурсного подхода к обеспечению служебной деятельности,  постулирующего идею о существовании определенных ценностей и смыслов служебной деятельности, которые становятся внутренними ресурсами субъектов при ее выполнении, особенно в сложных ситуациях, требующих психического напряжения и волевого усилия. Исследование понятия «ценностно-смысловая сфера личности» предполагает анализ этого сложного конструкта и определения его базовых понятий: «смыслы», «ценности» и «ресурсы».

Установлено, что научная интерпретация смыслов и ценностей изменялась в достаточно широком диапазоне: от значимости материального блага для его потребителя до высших целей социального действия [1]. Впервые в отечественной психологии термин «личностный смысл» появился при разработке А.Н. Леонтьевым его теории деятельности и обозначал «определенное отношение между мотивом и целью деятельности», а также «один из трех основных компонентов, составляющих наше сознание, помимо компонента «чувственная ткань» и компонента «значение» [7]. Автор указывал на неустойчивость личностного смысла, поскольку изменения самой деятельности человека приводят к изменению личностных смыслов. Далее, в развитие его идеи Д.А. Леонтьев предложил понятие «динамическая смысловая система», Б.С. Братусь – «смысловая сфера личности». Ф.Е. Василюк разработал концепциию смысловой динамики, а Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников – смысловой саморегуляции [19]. Не углубляясь в подробный анализ вышеназванных понятий, дадим лишь наиболее общее определение категории «смысл», отражающее наше понимание интегрального конструкта «ценностно-смысловые ресурсы субъектов служебной деятельности».

Итак, под смыслом будем понимать отношение субъекта к явлениям объективной действительности. Характеристиками смысла, с нашей точки зрения, являются: значимость и индивидуальная неповторимость для субъекта явлений действительности, событий, действий с объектами и осуществление связи с ними; детерминированность этой субъективной значимости и неповторимости социокультурной средой и местом этого индивидуального смысла в ее широком контексте; обусловленность смысла для субъекта его потребностно- мотивационной сферой и интенциями; зависимость от когнитивных стилей, уникального опыта и субъективного образа мира, а так же биографии субъекта и его надситуативной активности детерминированной системной организацией смыслов ситуаций [19].

Следующим базовым понятием, составляющим конструкт «ценностно-смысловые ресурсы субъектов служебной деятельности» является понятие «ценности». В разрабатываемом нами конструкте, будем исходить из понимания ценности как «концентрированного духовного выражения потребностей и интересов социальных общностей, центра мотивации человеческого поведения» [4]. Мы согласны с А.Г. Здравомысловым, что ценностью может быть любое явление, предмет или способ действий, которые содействуют удовлетворению потребностей или реализации интересов той или иной социальной группы. В данном контексте как основное средство принятия личностью ценностей общества может рассматриваться понятие «деятельность» [4]. Мы исходим из того, что именно принятие служебной деятельности на уровне личностного смысла и обеспечивает отношение к ней сотрудников как духовной потребности. Опираясь на утверждение В.Ф. Сержантова о том, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами – значением и личностным смыслом, приходим к выводу, что для субъектов значение служебной деятельности представлено совокупностью ее общественно значимых свойств, функций и идей, которые делают ее ценностью для общества, а ее личностный смысл, как собственной, принятой ценности, определяется самим сотрудником[15].

В определение сущностных признаков ценностей мы будем исходить положений теории ценностей Ш. Шварца - У. Билски: «ценности – это понятия или убеждения; ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению; ценности имеют надситуативный характер; ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий; ценности упорядочены по относительной важности» [28].

Третьим базовым понятием при концептуализации конструкта «ценностно-смысловые ресурсы субъекта служебной деятельности» является понятие «ресурсы» , под которым «как правило, понимают индивидуально-психологические особенности, связанные с более успешным осуществлением различных видов деятельности и более высоким уровнем психологического благополучия. В качестве такого рода ресурсов ученые рассматривают установки, черты, ценности, атрибутивные схемы, стратегии поведения, совладания со стрессом и прочее» [6].

В современной психологии данное понятие применяется в контексте изучения влияния личностных особенностей на процессы саморегуляции, совладания и самодетерминации. При этом Д.А. Леонтьев использует термин «потенциал», С.А Хазова – «ментальные ресурсы» [21; 22], В.И. Моросанова – «индивидуальные стили» [11].

С.А. Хазова в своей концепции ментальных ресурсов субъекта дифференцирует понятие «ресурс» от близких по значению «потенциал» и «резерв», объясняя различия между ними разными уровнями регуляции субъектной активности [22]. Автор утверждает, что  «субъект наделяет объекты … внутренней (интрапсихологической) среды ресурсным значением, приписывая им смысл (личностную значимость) и ценность (полезность) для достижения определенных (позитивных) результатов, в широком плане – для поддержания и развития субъектной активности» [22]. Исходя из этой идеи, мы полагаем, что, придавая ценностное значение и личностный смысл служебной деятельности, субъект будет стремиться к осмыслению необходимых для ее успешного выполнения внутренних сил. Такими «силами характера» М. Селигман назвал позитивные черты личности, «выполняющие важную буферную функцию – противостояния стрессу и минимизации рисков нарушения развития» [30]. Именно эти черты, по мнению С.А. Хазовой, и называются ресурсами. [21]. К. Петерсон и М. Селигман  на основе основных принципов позитивной психологии вычленили две разноуровневые единицы анализа – добродетели (virtues) и силы характера (strengths) и на их основе создали методику диагностики личностных достоинств «Ценности в действии: инвентаризация достоинств» (VIA-IS) [3]. Авторы определяют «позитивный личностный ресурс» и аналогичные ему – «личностная добродетель», «ценная личностная черта» и «личное достоинство» – как личностные характеристики, препятствующие возникновению психической патологии  и личностных нарушений, а так же способствующие успешному овладению человеком окружающим миром и приспособление к нему [26].

Таким образом, исходя из сказанного приходим к выводу, что ценностно-смысловыми ресурсами субъектов, обеспечивающими, во-первых, принятие служебной деятельности как личностного смысла и жизненной ценности, а во-вторых внутренних ресурсов, являющихся ценными ресурсами достижения успеха в этой осмысленной и мотивированной деятельности будут личностные характеристики, которые К. Петерсон и М. Селигман называют «добродетели» и «силы характера» [26].

С.А. Башкатов, проводя адаптацию сокращенного варианта опросника К. Петерсона и М. Селигмана «Ценности в действии: инвентаризация достоинств» (Values in Action Inventory of Strengths, VIA-IS) на русскоязычной выборке, так интерпретирует эти шкалы: «шкала «Мудрость и знание» оценивает когнитивные особенности человека, характеризующие эффективность его работы с актуальной новой информацией; шкала «Мужество» - личностные достоинства, позволяющие достигнуть желаемую цель, преодолеть трудности, в том числе с помощью самоограничений; шкала «Гуманизм и любовь» подразумевает чуткость к окружающим, сопереживание, готовность помочь; шкала «Справедливость» определяет способность к сотрудничеству и формированию конструктивных межличностных отношений; шкала «Умеренность» оценивает сдержанность во взаимоотношениях с другими членами общества; шкала «Духовность» измеряет качества, способствующие реализации смыслов поведения личности» [2].

Мы считаем, что выше названные личностные достоинства субъектов задает ценностно-смысловая сфера личности, представленная, с одной стороны, ценностным отношением к окружающему миру и служебной деятельности, а с другой стороны к себе, как к самоценности.    

Таким образом, следует отметить, что высокий уровень самооценки и позитивное самоотношение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации является необходимым условием успешности в служебной деятельности и возникновением такого личностного образования как «самоэффективность». Самоэффективность – основополагающее понятие в социально-когнитивной теории А. Бандуры, означающее «убеждение человека в своей способности эффективно (успешно) действовать в той или иной ситуации, в определенных условиях, вера в успех этих действий, что сопровождается предпочтением более сложных задач постановкой достаточно трудных целей и проявлением упорства, настойчивости при их достижении» [23]. М. Иерусалим и Р. Шварцер так же рассматривают «Самоэффективность как ресурсный фактор в процессах» [25]. Итак, по нашему мнению, самоэффективность может выступать значимым ценностно-смысловым ресурсом служебной деятельности.

Еще одним важным ценностно-смысловым ресурсом служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел может выступать осмысленность жизни – феномен, порождаемый контекстом  взаимоотношений субъекта  с миром. [20]. Д.А. Леонтьев определяет «смысл жизни в феноменологическом аспекте как более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни» [9]. Мы согласны с мнением автора, что «с психологической точки зрения главенствующую роль играет не столько осознанное представление о смысле жизни, сколько насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом». [9]. Именно это будет являться главным ценностно-смысловым ресурсом служебной деятельности.

Следующим важнейшим ценностно-смысловым ресурсом служебной деятельности являются убеждения личности. В зарубежной психологии, на современном этапе, возникло и активно развивается на пересечении когнитивного, социального, а также клинического и психотерапевтического направлений понятие «базисные убеждения» («базисные схемы»), которые, с разных позиций, ищут ответы на вопрос каким образом личность выстраивает свои представления о себе (собственном «Я») и об окружающем мире. В своей концепции ценностно-смысловых ресурсов субъектов служебной деятельности, мы исходим из когнитивно-экспериментальной теории базисных убеждений   С. Эпштейна, «составляющих личностную теорию реальности, включающую представления о доброжелательности окружающего мира; о его справедливости; уверенности в том, что окружающим людям можно доверять; представлении собственной значимости» [24] .

Следующим значимым ценностно-смысловым ресурсом субъектов служебной деятельности в нашей концепции выступает категория «удовлетворенность потребностей». Э. Деси и Р. Райан, в своей теории самодетерминации, определили «потребности в автономии, компетентности и принадлежности как базовые психологические потребности, утверждая, что их удовлетворение поддерживает широкий круг психологический явлений, связанных с высокими показателями психологического благополучия и успешности деятельности» [18]. Р. Райан трактует «базовые психологические потребности как необходимые ресурсы, лежащие в основе естественной склонности людей активно вовлекаться в окружающую реальность» [27]. Учеными многократно доказано, что их удовлетворение выступает условием для формирования смысла жизни [31] и, напротив, их фрустрация порождает  ощущение внутренней пустоты и влечет различные формы дезадаптации [18].

Потребность в автономии удовлетворяется в процессе совершения человеком действий по своему собственному выбору. Удовлетворение этой потребности можно считать важным ценностно-смысловым ресурсом субъектов служебной деятельности, поскольку она является источником внутренней энергии и внутренней мотивации, дает ощущение своей субъектности, способности управлять своей жизнью быть ее активным творцом [18].

Потребность в принадлежности к социальной группе является тем условием, через которое обеспечивает интеграцию ценностей социума. Удовлетворяя эту потребность субъекты служебной деятельности интериоризуют культурные ценности и социальные нормы. Э.Деси и Р. Райан справедливо отмечают, что переживание принадлежности неразрывно связано как с чувством безопасности, обеспеченным защитой и поддержкой окружающих людей, так и определением себя, своего места в окружающей реальности через отражение себя в глазах других [14].

Ценностно-смысловой ресурс удовлетворенности потребности в компетентности состоит в удовлетворении стремления контролировать результаты решаемых служебных задач, в узком смысле, а также всей своей жизни в широком смысле, что способствует увеличению мотивации работы над этой задачей, а также активности в социальных отношениях.

Выводы. Конструкт «ценностно-смысловые ресурсы субъектов служебной деятельности» определяется нами как индивидуально-психологические особенности субъектов, характеризующиеся осмыслением необходимых для успешного выполнения служебной деятельности внутренних сил, наделение средовых объектов ценностным значением, через приписывание им личностной значимости (смысла) и полезности для достижения желаемых положительных результатов, убежденностью в самоэффективности, доброжелательности и справедливости окружающего мира; доверии к людям, удовлетворонностью базовых психологических потребностей и наличием личностных достоинств, определяющих силу характера. 

Структуру ценностно-смысловых ресурсов субъектов служебной деятельности, с нашей точки зрения, составляют: «ценности в действии», и «личностные достоинства» (К. Петерсон, М. Селигман), «осмысленность жизни» (В.Франкл, Д.А. Леонтьев), «самоэффективность» (А. Бандура), «базисные убеждения» (С. Эпштейн, Р. Янофф-Бульман) и «базовые психологические потребности» (Э. Деси и Р. Райан).

References

1. Aktualizirovanny`e cennosti sovremennogo rossijskogo obshhestva: kollektivnaya monografiya / pod obshh. red. I.A. Xalij. [Actualized values of modern Russian society: collective monograph / under the general editorship of I.A. Khaliy.] – M .: Institut sociologii RAN, 2015. 273 pp. (in Russia)

2. Bashkatov, S.A. Adaptaciya sokrashhennogo varianta oprosnika K. Petersona i M. Seligmana «Cennosti v dejstvii: inventarizaciya dostoinstv»(VALUES IN ACTION INVENTORY OF STRENGTHS, VIA-IS) na russkoyazy`chnoj vy`borke [Adaptation of the abbreviated version of the questionnaire by K. Peterson and M. Seligman “Values in Action: Inventory of Strengths” (VALUES IN ACTION INVENTORY OF STRENGTHS, VIA-IS) on a Russian-language sample] // Vestnik RUDN. Seriya: Psixologiya i pedagogika. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-sokraschennogo-varianta-oprosnika-k-petersona-i-m-seligmana-tsennosti-v-deystvii-inventarizatsiya-dostoinstv-values-in (data obrashheniya: 15.03.2025). (in Russia) DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-738-754; EDN: https://elibrary.ru/OPPWVL

3. Burovixina, I. A., Leont`ev, D.A., Osin, E.N. Sily` xaraktera kak resursy` lichnosti podrostka: opy`t primeneniya oprosnika «Profil` lichny`x dostoinstv» [Character strengths as resources of a teenager's personality: experience of using the questionnaire "Profile of personal merits"] Psixologicheskaya diagnostika №7, pp.107-127. (in Russia)

4. Zdravomy`slov, A.G. Potrebnosti. Interesy`. Cennosti.[ Needs. Interests. Values.] – M. Politizdat, 1986. pp. 160–165.(in Russia) EDN: https://elibrary.ru/WETBZN

5. Ivanova, T.Yu. Leont`ev, D.A., Osin, E.N., Rasskazova, E.I., Kosheleva, N.V. Sovremenny`e problemy` izucheniya lichnostny`x resursov v professional`noj deyatel`nosti [Modern problems of studying personal resources in professional activity]// Organizacionnaya psixologiya. 2018. T. 8. № 1. pp. 85–121.(in Russia) EDN: https://elibrary.ru/URMPXW

6. Ivanova, T.Yu., Leont`ev, D.A., Rasskazova, E.I. Funkcii lichnostny`x resursov v situacii e`konomicheskogo krizisa.[ Functions of personal resources in a situation of economic crisis.] Psixologiya. Zhurnal Vy`sshej shkoly` e`konomiki, 13(2), 323-346. (in Russian)

7. Leont`ev, A.H. Deyatel`nost`. Soznanie. Lichnost`. [Activity. Consciousness. Personality] – M.: Politizdat, 1975. 304 pp.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/ZJUELZ

8. Leont`ev, D.A. Lichnostny`j potencial: struktura i diagnostika.[ Personal potential: structure and diagnostics.] –M.: Smy`sl, 2011. – 675 pp.(in Russian)

9. Leont`ev, D.A. Psixologiya smy`sla: priroda, stroenie i dinamika smy`slovoj real`nosti: metodicheskoe posobie.[ Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of meaningful reality: a methodological manual.] – M.: Smy`sl, 2003 – 487 pp.(in Russian)

10. Markova, A.K. Psixologicheskie zakonomernosti stanovleniya professionala, obshhie dlya razny`x professij [Psychological patterns of professional development common to different professions] // Psixologicheskie osnovy` professional`noj deyatel`nosti: xrestomatiya / Sost. V.A. Bodrov. – M.: PER SE`; Logos, 2007. – 855 s. – pp. 536-542.(in Russian)

11. Morosanova, V.I. Individual`ny`j stil` samoregulyacii: fenomen, struktura i funkcii proizvol`noj aktivnosti cheloveka.[Individual style of self-regulation: phenomenon, structure and functions of voluntary human activity.] M.: Nauka, 2001. – 191 pp.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/ZKEQPB

12. Padun, M.A., Kotel`nikova, A.V. Modifikaciya metodiki issledovaniya bazisny`x ubezhdenij lichnosti R. Yanoff-Bul`man[Modification of the methodology for studying the basic beliefs of R. Janoff-Bulman ] // Psixologicheskij zhurnal. 2008. T. 29, № 4. pp. 98-106.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/JHLATN

13. Psixologiya neopredelennosti: edinstvo intellektual`no-lichnostnogo potenciala cheloveka [Psychology of uncertainty: the unity of human intellectual and personal potential] / Kornilova T.V., Chumakova M.A., Kornilov S.A., Novikova M.A.. – Moskva : Smy`sl, 2010. – 334 pp.(in Russian)

14. Rajan, R. M., Desi, E`. L. Teoriya samodeterminacii i podderzhka vnutrennej motivacii, social`noe razvitie i blagopoluchie /nauch. perevod R. A. Voronovoj [Self-determination theory and support of intrinsic motivation, social development and well-being / scientific translation by R.A. Voronova]// Vestnik Altajskogo GPU – 2003. – № 3-1. – pp. 97-111.(in Russian)

15. Serzhantov, V.F. Chelovek, ego priroda i smy`sl by`tiya. [Man, his nature and the meaning of being.] – M., 1990, –360 pp.(in Russian)

16. Statny`j, V.M. Celevoj, cennostno-smy`slovoj i predmetny`j genezis pravooxranitel`noj deyatel`nosti [E`lektronny`j resurs] [Target, value-semantic and subject genesis of law enforcement activity [Electronic resource]]// Psixologiya i pravo. 2011. Tom 1. № 3. (in Russian)

17. Sternin, I.A. Tipy` znachenij i koncept [Types of meanings and concept]// Konceptual`noe prostranstvo yazy`ka : sb. nauch. tr. / Pod red. prof. E. S. Kubryakovoj. – Tambov : Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2005. – pp. 257-282(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/AHWPML

18. Suvorova, I.Yu., Babij, A.A., Korzun, N.V Obshhaya shkala udovletvoreniya bazovy`x psixologicheskix potrebnostej/ Metodicheskoe posobie [General scale of satisfaction of basic psychological needs. Methodological manual]/ I.Yu. Suvorova, A.A. Babij, N.V. Korzun – Moskva: MPSU, 2023 – 33 pp. (in Russian)

19. Terexova, T.A, Belan, M.A. Osnovny`e teoreticheskie podxody` k opredeleniyu kategorij smy`sla v otechestvennoj i zarubezhnoj psixologii [Basic theoretical approaches to defining categories of meaning in domestic and foreign psychology] // Ucheny`e zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2012. №5. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/PFOVBN

20. Trubnikova, N.I. Osmy`slennost` zhizni kak vazhnejshij komponent zhiznennogo samoopredeleniya [Meaningfulness of life as the most important component of life self-determination] // MNKO. 2011. №2. (in Russian) EDN: https://elibrary.ru/NUVEFB

21. Xazova, S.A. Resursy` sub``ekta: teoriya i praktika issledovaniya [Resources of the subject: theory and practice of research] [Tekst] / S.A. Xazova, E.A. Dor`eva.– Kostroma: KGU im. N. A. Nekrasova, 2012. – 230 pp. (in Russian)

22. Xazova, S.A.. Mental`ny`e resursy` sub``ekta v razny`e vozrastny`e periody`[ Mental resources of the subject in different age periods: dis. ... doctor of psychological sciences] : dis. ... d-ra psixol. nauk : 19.00.13 / Xazova Svetlana Abduraxmanovna – Kostroma, 2014. – 540 pp.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/TGASRJ

23. Bandura, A. Sel- efficacy mechanism in human agency / A. Bandura // American Psychologist. – 1982. – Vol. 37. – pp. 122–147. DOI: https://doi.org/10.1037//0003-066X.37.2.122

24. Epstein, S. Cognitive-experiential self-theory, an integrative psychodynamic theory of personality // Bulletin of the Academy of Clinical Psychology. 2003. V. 9. P. 5–10.

25. Jerusalem, M. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes / M. Jerusalem

26. Peterson, C, Seligman, M.E.P. Character Strengths and Virtues. A Handbook and Classification. N.Y.: Oxford University Press, 2004.

27. Ryan, R.M. Psychological needs and the facilitation of integrative processes //Journal of personality. – 1995. – t. 63. – №. 3. – P. 397-427 DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1995.tb00501.x

28. Schwartz, S. H., Bilsky, W. Towards a Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology, 1987 DOI: https://doi.org/10.1037//0022-3514.53.3.550

29. Schwarzer, R.// Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). – Washington, DC : Hemisphere. –1992. – P. 195–213.

30. Seligman, M.E.P. Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. N.Y.: Free Press, 2002.

31. Van den Broeck, A., Ferris, D. L., Chang, C. H., & Rosen, C. C. (2016). A review of self-determination theory's basic psychological needs at work. Journal of Management, 42, 1195–1229. DOI: https://doi.org/10.1177/0149206316632058

Reviews
1. VALUE-SEMANTIC RESOURCES OF SUBJECTS OF SERVICE ACTIVITIES: CONCEPTUALIZATION OF THE CONCEPT AND SPECIFICITY OF MANIFESTATION Authors: Pechenkova Elena Anatol'evna


Login or Create
* Forgot password?