Москва, г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В статье на основе международного анализа рассмотрены ключевые проблемы цифровой трансформации профессионального образования. Проведены параллели в контексте Российской Федерации, направленные на соответствие современным требованиям рынка труда. Выявлена необходимость обновления содержания образовательных программ путем интеграции цифровых компетенций, таких как программирование, работа с большими данными и кибербезопасность. Показано, что современные онлайн-платформы, искусственный интеллект (ИИ), технологии виртуальной реальности (VR) способствуют персонализации образовательных траекторий и созданию новых форматов обучения, таких как виртуальные лаборатории и смарт-классы. Усиление практической составляющей образовательных программ через взаимодействие с работодателями является еще одним важным направлением развития. Совместные программы, стажировки и проектное обучение позволяют сократить разрыв между теорией и практикой. При этом отмечается, что недостаточная цифровая грамотность до 40% преподавателей профессионального образования замедляет внедрение инновационных методик. Предложены конкретные меры для реализации потенциала цифровизации: развитие межведомственных рабочих групп для актуализации нормативной базы, модернизация технологической инфраструктуры учебных заведений, создание региональных цифровых хабов, повышение квалификации педагогических кадров и активизация партнерства с бизнесом.
цифровая трансформация, профессиональное образование, обновление содержания образования, кибербезопасность, онлайн-платформы, искусственный интеллект, технологии виртуальной реальности, персонализация
1. Анализ состояния системы профессионального образования в РФ. — М. : Минпросвещения, 2023.
2. Аналитический обзор по итогам проведения Всероссийского форума среднего профессионального образования 17 – 19 августа 2023 г./ Спасская М.А., Семенова А.В., 2023 г. 85 с.
3. Цифровая экономика: 2024 : краткий статистический сборник / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 124 с.
4. Готовность преподавателей к использованию цифровых технологий. — М. : НИУ ВШЭ, 2023.
5. Доклад о развитии непрерывного образования в России. — М. : Минобрнауки, 2022.
6. Исследование дефицита кадров в российской экономике. — М. : РСПП, 2023.
7. Исследование доступности цифровых технологий в образовании. — М. : Росмолдежь, 2022.
8. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Отчет о внедрении системы адаптивного обучения. — М. : МГУ, 2023.
9. О состоянии цифровой инфраструктуры в образовании. — М. : Росстат, 2022.
10. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Отчет о внедрении курса по ИИ. — СПб. : СПбПУ, 2023.
11. Технологии будущего в образовании. — М. : АСИ, 2022.
12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). О состоянии рынка труда в РФ. М.: Росстат, 2022.
13. Фонд развития интернет-инициатив. Исследование цифровизации образования в России. — М. : ФРИИ, 2022.
14. Шишов С.Е., Кальней В.А., Ряхимова Е.Г. Будущее образования для глобальных социальных изменений // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 1 (41). С. 217-227. DOI: https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-1-217-227; EDN: https://elibrary.ru/LLWLUP
15. Coursera Global Skills Report 2022. URL: https://www.coursera.org/research/global-skills-report-2022
16. McKinsey Global Institute. Artificial Intelligence: The Next Digital Frontier? McKinsey & Company, 2017.
17. McKinsey Global Institute. Jobs Lost, Jobs Gained: Workforce Transitions in a Time of Automation. McKinsey & Company, 2017.
18. Shanghai University of Information Technology. Annual Report on Industry-Academia Collaboration. Shanghai: SUIT, 2022.
19. World Bank. Digital Transformation of Education Systems. Washington, D.C.: World Bank, 2021.
20. World Economic Forum. The Future of Jobs Report 2020. Geneva: WEF, 2020. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020




