ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью работы является изучение проблематики саморегуляции личности в различных научных подходах и школах. С учетом роста психологической культуры и усложнения современного общества, авторы отмечают актуальность данной темы. Предмет исследования – саморегуляция личности профессионала. Методология данной работы базировалась на общенаучных, историко-сравнительных, системно-структурных и формально-логических методах исследования. В статье рассматриваются пять основных подходов к пониманию сущности саморегуляции психических состояний: бихевиоральный, полидетерминирующий, функциональный, системный и структурно-функциональный. Каждый из подходов раскрывает уникальные аспекты саморегуляции, ее влияние на поведение и психологическое состояние личности. Особенное внимание уделяется возможности управления психологическими процессами, а также методам, способствующим развитию и поддержанию эффективной саморегуляции. В статье делается акцент на влиянии индивидуальных и биологических факторов на процесс саморегуляции, а также рассматриваются ее применимости для различных категорий людей, включая сотрудников силовых структур. Выполненный анализ научных источников позволяет заключить, что современная наука содержит множество разнообразных методов, позволяющих оптимизировать психические состояния субъектов труда, а также предупредить возникновение неблагоприятных тенденций в саморегуляции. Можно говорить о наличии ряда групп методов, каждая из которых имеет свою специфику. Материалы и результаты проведенного исследования могут способствовать эффективному управлении стрессовым состоянием и поддержании психоэмоционального благополучия, повышении психологической устойчивости к ситуациям экстремального характера.

Ключевые слова:
субъект труда, саморегуляция, психологическая саморегуляция, государственное управление, подходы к саморегуляции
Текст

Проблематика саморегуляции личности субъекта труда давно является предметом научного интереса различных исследователей – представителей различных научных школ и подходов. В настоящее время интерес к данной проблеме, по словам А.Г. Караяни, обуславливается как ростом психологической культуры, так и усложнением современных видов деятельности и человеческих отношений [4]. Категория «саморегуляция», по словам Е.А. Соловьевой, активно используется различными социальными науками. Данный феномен связан с проблематикой самоорганизации различных видов психической активности человека [12].

К настоящему времени можно говорить о наличии пяти основных подходов к пониманию сущности саморегуляции психических состояний. Так, исследователем выделялись бихевиоральный подход, полидетерминирующий, функциональный, системный, а также системно-функциональный. Обратимся к краткому их рассмотрению.

Бихевиоральный подход к саморегуляции предполагает осуществление данного процесса в контексте теснейшей связи с отдельными психологическими особенностями и характеристиками, которые являются детерминантами для контроля и управления собственным функциональным состоянием.

Полидетерминирующий подход предполагает осуществление исследование возможностей индивидуальной саморегуляции актуального психического состояния. В данном подходе отмечается отсутствие жестко закрепленной связи и зависимости между отдельными индивидуальными факторами и характеристиками саморегуляции психического состояния.

Системный подход к пониманию специфики процесса саморегоуляции. По мнению Л.Г. Дикой, данный подход можно рассматривать как базовый не только применительно саморегуляции собственного психического состояния, но также и применительно саморегуляции собственного поведения [1]. В данном подходе осуществляется интеграция проблематики саморегуляции как комплексного психологического явления, предполагающего учет отдельных психологических характеристик и феноменов, которые непосредственным образом сказываются на функциональном состоянии.

Функциональный подход предполагает акцентирование внимания непосредственно на функциях процесса саморегуляции. Например, А.О. Прохоровым, исследования которых были осуществлены в рамках данного подхода, отмечается важность учета возможностей саморегуляции и управления данным процессом [11].

Структурно-функциональный подход предполагает исследование отдельных функций саморегуляции, а также рассматриваются возможности управления процессом саморегуляции с учетом осуществляемых функций. Также в контексте структурно-функционального подхода анализируется специфика саморегуляции как отдельного целостного психологического феномена, его структуры, а также значения для осуществления целенаправленной деятельности саморегуляции в широком смысле. В качестве исследователей, работы которых были осуществлены в рамках данного направления, можно отметить А.В. Зобкова, В.Н. Моросанову и др. [2, 10].

В настоящее время существует достаточно определений понятий «саморегуляция состояний» и «психологическая саморегуляция». Часто психологическая саморегуляция рассматривается как управление человеком собственным поведением или деятельностью, регуляция актуального состояния посредством использования психических средств отражения и моделирования реальности [6].

В контексте структурно-функционального подхода саморегуляция рассматривается как система необходимых для регуляции любой деятельности система содержательных и структурно-функциональных характеристик и особенностей.

Г.Р. Шагивалеевой саморегуляцию рассматривала как способность человека поддерживать и управлять собственным психологическим состоянием в течение длительного периода времени. Саморегуляция предполагает умение управлять адаптироваться к происходящим изменениям [16].

По мнению Н.Ф. Филинова, психологическую саморегуляцию можно рассматривать как способность человека контролировать реакции внутри себя. Исследователем подчеркивалось, что на характер саморегуляции оказывают влияние как биологические, так и личностные характеристики военнослужащего. Саморегуляция, как отмечалось исследователем, прямым образом связана с тем, насколько эффективно субъект способен справляться с новыми событиями. Основой методов саморегуляции психических состояний выступает принцип тренировки нервных процессов возбуждения и торможения, который обеспечивает активизацию и повышение способности к саморегуляции личности [14].

К.В. Линченко саморегуляция психических состояний определялась как управление своим состоянием, которое достигается посредством воздействия человека на самого себя посредством силы слов, мысленных образов, а также посредством управления мышечным тонусом и дыханием. Исследователем подчеркивается, что существует три основных эффекта саморегуляции – успокоение, восстановление, а также активизация. Своевременное применение возможностей саморегуляции психических состояний позволяет предотвратить накопление остаточных явлений перенапряжения. Также К.В. Линченко указывал на то, что саморегуляция позволяет нормализовать эмоциональный фон человека, способствует восстановлению сил, а также обеспечивает возможности для мобилизации ресурсов противодействия негативным факторам профессиональной деятельности, а также иным стрессорам [7].

Значимость психологических методов саморегуляции собственного психического состояния отмечается многими исследователями [3, 5-8, 13]. Особенно значимым данная деятельность имеет применительно профессиональных функций специалистов экстремального профиля. Так, как отмечает Ю.А. Илларионова, возможность регуляции собственного психического состояния обуславливается высоким уровнем напряженности профессиональной деятельности. Возможности саморегуляции позволяет нивелировать негативное внутреннее состояние, а также обеспечивает возможности более эффективной и результативной деятельности [3].

Н.В. Хабибулиной и Т.В. Мальцевой подчеркивалось, что методы саморегуляции собственного состояния имеют большое значение в ситуации экстремального характера, так и неопределенности [8, 15]. Исследователями отмечалось, что саморегуляция обеспечивает повышение психической адаптации к высоким нагрузкам и монотонности работы, способствует нейтрализации отрицательных воздействий на психику человека, способствует снижению тревожности, а также обеспечивает возможности мобилизации в напряженных условиях служебно-профессиональной деятельности.

По мнению А.Г. Караяни, одним из эффективных методов противодействию негативным психическим состояниям в напряженных условиях деятельности выступает развитие самоконтроля и саморегуляции отдельных психофизиологических функций, относящихся к механизму формирования стресса и которые имеют фактическую доступность для самонаблюдения и внешней фиксации. Исследователем подчеркивалось, что саморегуляция обеспечивает возможность мобилизации и регуляции значимых психологических функций, что обеспечивает более высокий уровень эффективности и результативности решения служебных задач [15].

Рассматривая возможности саморегуляции актуального психического состояния, А.Г. Караяни отмечает значимость использования методов регуляции дыхания, управления тонусом мускулатуры, визуализации ресурсных состояний, «якорение» ресурсных состояний. В качестве эффективного метода по снижению гипермобилизованности личности, включенной в ситуацию экстремального характера для снижения уровня боевой лихорадки, выступает прием «диафрагменного дыхания», позволяющий достаточно быстро восстановить боеспособность в силу того, что данный прием интегрирует психофизиологические и физиологические механизмы регуляции. Также ученым подчеркивается значимость использования метода «рефлекторного расслабления», который позволяет существенным образом снизить степень проявления мышечных зажимов, а также обеспечить стимулирование функционирования сердечно-сосудистой системы [4].

Ю.А. Илларионовой отмечается, что можно говорить о двух больших группах методов саморегуляции психических состояний сотрудников, подверженных экстремальным и кризисным ситуациям – долгосрочных и краткосрочных («экспресс») методов. Использование «экспресс» методов позволяет быстрое восстановление функций на фоне доступности и простоты изучения, минимизации ограничений к характеристикам методов проведения, а также высокой результативности. К ним можно отнести дыхательные и идеомоторные техники, техники вербальной саморегуляции, а также произвольной мышечной релаксации и мобилизации. В качестве долгосрочных методов саморегуляции психических состояний ученым выделяются методы медитации, йоги. Немаловажное значение уделяется также физической активности и правильного питания как направлений деятельности, существенным образом способствующих модификации образа жизни и повышающих адаптационные возможности субъекта, в том числе и применительно регуляции психических состояний [3].

Характеризуя методы саморегуляции собственного функционального состояния, Г.Р. Шагивалеева отмечала, что существуют различные методы – аутотренинг, физические упражнения, медитация, самомассаж, релаксация, дыхательные техники, арт-терапия, аромотерапия, а также ряд других методов. Отдельно ученым подчеркивалась эффективность такого метода саморегуляции, как аутогенинная тренировка, понимающийся как метод, обеспечивающий возможности изменения собственного настроения и самочувствия, что положительным образом влияет на общее состояние работоспособности [16]. Н.В. Филиновым также подчеркивалась значимость аутогенной тренировки как метода саморегуляции функционального состояния в силу того, что данный метод обеспечивает укрепление нервной системы, а также имеет выраженный психологический и психотерапевтический эффект [14].

По мнению К.В. Линченко, систему методов саморегуляции психического состояния составляют методы нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, идеомоторной тренировки, а также метод сенсорной репродукции образов. Использование данных методов позволяет снять психоэмоциональное напряжение, а также обеспечивая возможность восстановления психологических ресурсов [7]. Аналогичный перечень методов представлен Т.Н. Карякиной [4].

Также действенным средством оптимизации собственного состояния, по мнению ученого выступают методы нервно-мышечной релаксации, сущность которой заключается в снятии эмоционального возбуждения посредством использования специализированных техник, направленных на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Сущность метода идеомоторной тренировки заключается в мысленном проживании ситуации с воспроизведением в воображении всех мышечных и пространственных ощущений. Данный метод является основным методом самопрограммирования сложно координированных видов деятельности, а также методом преодолении дисгармоний и нарушений в психоэмоциональном состоянии.

Метод визуализации предполагает оптимизацию психического состояния посредством представления в сознании желаемого результата деятельности. Такого рода активность стимулирует позитивное мышление, а также позволяет произвольно вызывать определенные психические состояния, прежде всего, состояния сосредоточенности и спокойствия.

Аутогенная тренировка является методом позитивного самовлияния или самовнушения. В качестве основной цели аутогенной тренировки можно считать достижение расслабления собственными силами. Данный метод является эффективным средством снятия эмоционально-нравственного напряжения, снижения чувства неудобства и беспокойства.

Метод воздействия на биологически активные точки является действенным средством рефлексотерапии. Данный метод направлен на снижение усталости, боли, мышечного напряжения и чувства тяжести, способствует нормализации общего функционального состояния.

Метод сенсорной репродукции образов предполагает расслабление с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом. Данный метод является действенным средством оптимизации состояния.

Метод управления внимание можно рассматривать как метод оптимизации функциональным состоянием в силу того, что оно позволяет направлять внимание на определенные цели и задачи. Осознанное определение собственным внимание позволяет повысить производительность, эффективность, а также концентрацию внимания.

Дыхательные техники также могут рассматриваться как эффективные методы саморегуляции собственного состояния в силу того, что они имеют высокий уровень эффективности и результативности применительно проявлений тревожности, концентрации внимания. Дыхательные техники обеспечивают нормализацию эмоционального состояния, а также способствуют стабилизации настроения и общего самочувствия.

Метод медитации позволяет, по словам Г.Р. Шагивалеевой, оптимизировать состояние организма посредством оперирования образами на заранее намеченную тему. Навыки медитации способствуют снижению общего уровня стресса, способствуют снижению уровня тревожности, а также способствуют формированию внутреннего покоя и удовлетворенности жизнью. Медитация способствует укреплению внутренней психологической структуры личности, повышению уровня самооценки, а также в значительной степени обуславливает формированию положительного мировосприятия и мироощущения [16].

Выполненный анализ научных источников позволяет заключить, что современная наука содержит множество разнообразных методов, позволяющих оптимизировать психические состояния субъектов труда, а также предупредить возникновение неблагоприятных тенденций в саморегуляции. Можно говорить о наличии ряда групп методов, каждая из которых имеет свою специфику. Немаловажное значение также имеют возможности развития навыков самопомогающего поведения, которые существенным образом сказываются на возможностях сохранения профессионального здоровья и качества жизни. Овладение методами саморегуляции является необходимым и ключевым навыком в управлении стрессовым состоянием и поддержании психоэмоционального благополучия, повышении психологической устойчивости к ситуациям экстремального характера, улучшении навыков концентрации и формировании таких необходимых для специалистов различных профессиональных областей качеств, как: терпение, рассудительность, настойчивость, самодисциплина, уверенность в принимаемых решениях и поступках.

Список литературы

1. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системодеятельный подход). М.: ИП РАН, 2003.

2. Зобков, А. В. Саморегуляция учебной деятельности: монография / А. В. Зобков, А. С. Турчин. –Владимир: Издательство ВлГУ, 2013. – 251 с.

3. Илларионова, Ю. А. Саморегуляция психических состояний сотрудников органов внутренних дел / Ю. А. Илларионова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2021. – № 6. – С. 60-67.

4. Караяни, А. Г. Саморегуляция функциональных состояний в боевой обстановке / А. Г. Караяни, Э. П. Утлик // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2018. – № 3(74). – С. 5-9.

5. Курсакова, Е. Н. Профессиональный стресс и психологическое здоровье профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России / Е. Н. Курсакова, Т. Мальцева, В. Е. Петров. – Рязань : ИП Колупаева Е.В., 2024. – 170 с. – ISBN 978-5-605-16028-1.

6. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. -М: Смысл, 2007. – 311 с.

7. Линченко, К. В. Методы саморегуляции психического состояния / К. В. Линченко // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 7(37). – С. 102-106.

8. Мальцева, Т. В. Проблемы конструктивности психологической помощи в условиях стрессогенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Т. В. Мальцева // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – № 1. – С. 60-64. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-1-60-64.

9. Мальцева, Т. В. Психологические особенности ресурсов стрессоустойчивости руководителей органов внутренних дел Российской Федерации / Т. В. Мальцева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2023. – № 1(97). – С. 215-220. – DOIhttps://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-1-215-220.

10. Моросанова, В.Н. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности / В.Н. Моросанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. №1. C. 4-37.

11. Прохоров А.О. Технологии психической саморегуляции. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2021.

12. Соловьева, Е. А. К проблеме исследования саморегуляции психического состояния личности / Е. А. Соловьева, М. Н. Волкова // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – Т. 1, № 2(3). – С. 331-334.

13. Стрепачук, В. А. Особенности самооценки эмоциональных состояний в кризисных ситуациях сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации / В. А. Стрепачук, Т. В. Мальцева // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2025. – Т. 14, № 1. – С. 33-38. – DOIhttps://doi.org/10.12737/2306-1731-2025-14-1-33-38.

14. Филинов, Н. В. Теоретико-методологический анализ основных подходов к изучению психологической саморегуляции состояний военнослужащих / Н. В. Филинов, Е. Н. Лямзин // Актуальные исследования. – 2021. – № 47(74). – С. 148-151.

15. Хабибулина, Н. В. Сущность и специфика психофизиологических методов регуляции психических состояний военнослужащих / Н. В. Хабибулина, Р. Г. Хабибулин // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2022. – Т. 2, № S(88). – С. 121-123.

16. Шагивалеева, Г. Р. Саморегуляция как эффективное средство повышения стрессоустойчивости у будущих учителей / Г. Р. Шагивалеева // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 9. – С. 216-223.

Рецензии
1. Теоретико-методологический анализ подходов к саморегуляции личности профессионала в отечественной психологии Авторы: Уразаева Гульнора Ильхамовна


Войти или Создать
* Забыли пароль?