Россия
Цель данной работы заключается в разработке рекомендаций для оптимизации использования психологических знаний специалистами-полиграфологами в органах внутренних дел Российской Федерации. Объектом исследования выступают особенности применения психологических знаний в деятельности полиграфологов, работающих в контексте раскрытия преступлений. Методологическая основа исследования включает в себя общенаучные, системно-структурные и формально-логические методы. Важное место занимают эмпирические методы, такие как визуальная психодиагностика (профайлинг), графология, опрос и тестирование. Применение психотехнологий в практике полиграфолога должно осуществляться с соблюдением этических норм и прав обследуемых. Наилучшие результаты достигаются при комплексном подходе, который объединяет разнообразные психотехнологии и методы. Полиграфологам следует критически анализировать эффективность различных подходов и опираться только на те, которые имеют научные обоснования. Выводы, сделанные в ходе исследования, могут значительно улучшить организацию опросов с использованием полиграфных устройств в правоприменительной деятельности, что, в свою очередь, положительно скажется на профессиональной подготовке специалистов-полиграфологов в органах внутренних дел Российской Федерации. Полученные материалы и результаты исследования могут оказать содействие в эффективном розыске без вести пропавших лиц, а также в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений.
юридическая психология и психология безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, полиграфолог, психологические знания, психотехнологии
Введение
В динамичном ландшафте современной юриспруденции и криминалистики взаимосвязь расследования преступлений с проблемными полями юридической психологии и психологии безопасности становится все более сложной и существенно [4, 6, 12]. В этой сети взаимодействия принципы юридической психологии и психологии безопасности формируют стратегии расследования. Кроме того в этот контекст вписываются полиграфические исследования, которые занимают уникальную, но спорную позицию [8, 11, 15, 18, 19].
Юридическая психология, находящаяся на пересечении права и психологии, предлагает ценную информацию о человеческом поведении в юридических условиях [5, 9, 12]. Она охватывает широкий спектр тем, включая психологию свидетелей, принятие решений присяжными и психологические последствия уголовного поведения. В контексте расследования преступлений понимание когнитивных процессов, связанных с памятью, восприятием и внушаемостью, может помочь следователям оценить надежность показаний свидетелей и выявить потенциальные ложные воспоминания.
Психология безопасности, с другой стороны, фокусируется на психологических факторах, которые способствуют или предотвращают небезопасное поведение и инциденты. В сфере расследования преступлений принципы психологии безопасности могут помочь в понимании мотивов и менталитета преступников, а также в выявлении потенциальных уязвимостей в системах безопасности. Например, анализ психологических факторов, способствующих совершению киберпреступлений, может помочь организациям разработать более эффективные меры кибербезопасности.
Полиграфические исследования, которые измеряют физиологические реакции, такие как частота сердечных сокращений, кровяное давление и проводимость кожи, чтобы оценить правдивость, на протяжении десятилетий были предметом споров. Хотя они широко используются в расследованиях, их допустимость в суде остается предметом дебатов.
В процессе расследования преступлений полиграф используется на различных этапах. Во-первых, в отборе подозреваемых, позволяя выявить тех, кто, возможно, лжет о своих действиях или знаниях в отношении преступления, тем самым направить расследование в более продуктивное русло. Во-вторых, полиграф может быть использован для проверки показаний свидетелей и жертв преступлений. Установление правдивости их слов может оказать значительное влияние на дальнейшие действия следствия. Кроме того, полиграф может быть полезен в процессе допроса. Следователи могут использовать его в сочетании с другими методами допроса, чтобы создать более полное понимание ситуации. Однако необходимо помнить о необходимости этического использования полиграфа, включая информирование субъектов о процессе и получении их согласия.
Важно отметить, что, хотя полиграф может предоставить ценную информацию, его результаты не являются окончательными доказательствами и должны рассматриваться в контексте других улик и показаний. Несмотря на свои плюсы, использование полиграфа в расследовании преступлений также сталкивается с критикой. Некоторые эксперты указывают на возможность ложных положительных и отрицательных результатов, что может привести к ошибочным выводам. Поэтому важно, чтобы полиграф использовался как вспомогательный инструмент в рамках более широкого расследования, а не как единственный источник информации.
Критики утверждают, что полиграфические тесты не являются безошибочными и могут быть подвержены контрмерам. Сторонники утверждают, что при правильном администрировании и интерпретации они могут предоставить ценные подсказки для следователей [7, 10, 13, 16, 17].
Полученные результаты
Необходимые полиграфологу для эффективной работы психологические знания включают в себя не только базовые знания юридической психологии и психологии безопасности, но и знания других отраслей психологии и смежных наук: психофизиология, психология эмоций, психология лжи и обмана, психология личности, психология допроса и интервью, клиническая психология, этика и пр. На их основе формируется профессиональная компетентность специалиста. Компетенция в применении психологических знаний напрямую обусловлена спецификой объекта и предмета исследования, рассматриваемых в контексте конкретной юридически значимой ситуации. Важно подчеркнуть, что арсенал психологических знаний не является статичным. Он находится в состоянии непрерывного развития, обогащения и трансформации. Этот процесс обусловлен как появлением принципиально новых научных открытий и теоретических концепций, так и углублением понимания взаимосвязей между различными феноменами в рамках юридико-психологической реальности. Таким образом, эксперт, использующий психологические знания, должен постоянно отслеживать новейшие достижения в данной области, чтобы обеспечить максимальную точность и релевантность своих выводов. В частности, следует учитывать влияние когнитивных искажений, социальных факторов и эмоциональных состояний на восприятие и интерпретацию событий, имеющих юридическое значение.
Специалистами в области юридической психологии справедливо отмечано, что «применение психологических знаний в процессе праваприменительной деятельности позволяет восполнить пробелы в использовании психологических знаний в процессе профессиональной деятельности, выстраивать целесообразные и доверительные отношения с различными категориями граждан попадающих в сферу деятельности правоохранительных органов; понимать мотивы совершения ими преступлений и т. д.» [14; С. 15].
Применение полиграфа в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации требует от специалиста не только глубоких познаний в области инструментальной детекции лжи, но и развитых психологических компетенций. Работа полиграфолога – это сложный процесс, в котором переплетаются технические навыки и умение понимать и интерпретировать психологические реакции человека.
Одним из ключевых аспектов является умение установить раппорт с обследуемым. Доверительные отношения позволяют снизить уровень тревожности и получить более достоверные результаты тестирования. Полиграфолог должен обладать развитыми коммуникативными навыками, эмпатией и умением адаптироваться к различным типам личности.
Важным является знание основ психофизиологии, поскольку именно физиологические реакции на задаваемые вопросы являются основой для интерпретации данных полиграфа. Понимание механизмов возникновения и проявления эмоциональных реакций, таких как страх, тревога, гнев, позволяет полиграфологу более точно оценивать состояние обследуемого и отличать реакцию на значимые вопросы от случайных колебаний.
Психологические знания также необходимы для разработки и проведения эффективных опросных методик. Формулировка вопросов, их последовательность и подача должны быть тщательно продуманы с учетом психологических особенностей человека. Умение распознавать и нейтрализовывать попытки противодействия полиграфному исследованию также требует глубоких психологических знаний.
Таким образом, успешная практика полиграфолога в органах внутренних дел невозможна без прочного фундамента психологических знаний. Эти знания позволяют не только эффективно использовать технические возможности полиграфа, но и учитывать человеческий фактор, обеспечивая достоверность и объективность результатов исследования.
Не менее важным является умение распознавать признаки психологического дискомфорта и дезадаптации у обследуемого. В процессе полиграфного исследования человек может испытывать сильный стресс, особенно если речь идет о серьезных правонарушениях. Полиграфолог должен быть готов к оказанию первой психологической помощи, уметь успокоить и поддержать обследуемого, не допуская, чтобы его состояние негативно повлияло на результаты исследования.
Владение знаниями в области юридической психологии также необходимо для полиграфолога, работающего в системе МВД. Понимание правовых аспектов применения полиграфа, особенностей допроса и проведения следственных действий позволяет специалисту действовать в рамках закона и не нарушать права обследуемого. Знание основ криминальной психологии помогает в анализе мотивов преступления и выявлении скрытой информации.
В ситуации применения полиграфной проверки в процессе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий следует учитывать следующие моменты. Наличие добровольного письменного согласия лица, подвергающегося проверки. При этом применение полиграфа должно строго соответствовать установленным методическим рекомендациям и этическим нормам, обеспечивая уважение прав и законных интересов гражданина. Важно учитывать, что результаты полиграфного исследования носят вероятностный характер и не могут служить единственным основанием для принятия юридически значимых решений. Они должны рассматриваться в совокупности с другими собранными доказательствами и информацией, полученной в ходе оперативно-розыскных мероприятий.
При проведении полиграфной проверки в рамках оперативно-розыскных мероприятий необходимо обеспечить добровольность участия лица, дать ему полное представление о целях и задачах проверки, а также гарантировать конфиденциальность полученной информации. Кроме того, следует учитывать психологическое состояние лица и возможные факторы, которые могут повлиять на результаты проверки (усталость, болезнь, стресс).
В ходе следственных действий полиграфная проверка может быть назначена только с согласия проверяемого лица и по решению следователя или суда. Результаты полиграфной проверки могут быть приобщены к материалам уголовного дела, однако, они не являются прямым доказательством вины или невиновности лица, а подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами.
При проведении полиграфной проверки в следственных действий необходимо обеспечить соблюдение процессуальных норм, установленных уголовно-процессуальным кодексом. В частности, проверяемому лицу должно быть разъяснено право отказаться от участия в проверке, право на юридическую помощь и право не свидетельствовать против самого себя.
Самым распространенным применением полиграфа в оперативно-розыскных мероприятиях является проведение опроса. В области использования инструментальной детекции лжи при проведении опросов исследования проводили в отечественной науке: Ю.К. Гайворонский, С.Н. Зерин, И.В. Золотова, И.С. Зубрилова, Я.В. Комиссарова, В.В. Коровин, А.Ю. Молчанов, Г.И. Ничипорук, А.Н. Обухов, И.П. Обухова, С.И. Оглоблин, А.Б. Пеленицын, В.В. Семёнов, А.И. Скрыпников, А.П. Сошников, А.А. Труфанов, Р.Р. Садеков, В.Н. Федоренко, Ю.И. Холодный, С.А. Яни и др.
Хорошо известно, что процесс опроса с применением полиграфа состоит из ряда последовательных этапов. Специалисты выделяют следующие основные стадии: подготовка, предварительное собеседование, тестирование, первичная оценка собранной информации, заключительная беседа, окончательная обработка, анализ и составление заключения [1, 3].
Особое внимание уделим второму и третьему этапам, поскольку от их качественной организации во многом зависит успех всего мероприятия. Опираясь на анализ теоретических и методологических исследований в данной области, сделаем ряд выводов.
В ходе предварительного этапа большое значение придается предтестовой беседе, которая может длиться до часа. Основные цели этой беседы включают установление контакта с опрашиваемым, определение его психологического типа для подбора оптимального подхода, оценку его психоэмоционального состояния и адаптации к процедуре, выявление факторов, мешающих опросу, восстановление в памяти событий, связанных с темой, получение дополнительной информации об осведомленности опрашиваемого, ознакомление с принципами работы полиграфа и получение согласия на опрос.
На этом этапе полиграфологи, используя свои психологические знания, применяют различные психотехнологии для получения дополнительной информации, способствующей раскрытию преступления. К ним относятся: установление раппорта, формирование адекватного понимания опрашиваемого, соблюдение «зоны комфорта» опрашиваемого; побуждение собеседника к высказываниям; «накопление согласия» и др.
Отдельно стоит отметить метод безынструментальной детекции лжи – профайлинг. Он позволяет полиграфологу установить психологический тип личности по поведенческим признакам (эмоциям, речи, мимике и т.д.), прогнозировать поведение, выявлять слабые стороны и подбирать способы воздействия. Кроме того, вербальными приемами можно определить отношение к расследуемому событию.
Еще одна психотехнология – элементы графологии [2]. Опрашиваемому предлагается написать объяснение своих показаний, структура которого напоминает структуру тестов методики контрольных вопросов. Сначала используется нейтральная тема (биографические данные), затем контрольная тема (известное о событии, обстоятельства, родство с потерпевшим), далее проверочная тема (отношение к происшествию) и в завершение снова нейтральная тема (разъяснение принципов работы полиграфа, прав и обязанностей).
Перечисленные психотехнологии не являются окончательными и могут быть дополнены полиграфологами в зависимости от их уровня подготовки и знаний.
Важно понимать, что некоторые психотехнологии являются более распространенными и общепринятыми, чем другие, а некоторые могут вызывать споры в профессиональном сообществе.
Обсуждение результатов
В качестве рекомендаций по использованию психотехнологий в деятельности полиграфологов предложим следующее.
Психологическое профилирование способствует: эффективному сбору и анализу информации о личности, поведении и мотивах человека, что помогает понять, как опрашиваемый может реагировать в различных ситуациях и какие вопросы могут быть наиболее результативными. Помогает в разработке стратегии опроса, выборе вопросов и интерпретации результатов полиграфа.
Техники установления раппорта содействуют: в создании атмосферы доверия и сотрудничества с обследуемым. Включает в себя активное слушание, проявление эмпатии, отражение чувств и установление зрительного контакта. Улучшает сотрудничество с обследуемым, снижает уровень тревожности и повышает точность результатов тестирования.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) используя язык и невербальные сигналы оказывает влияние на мысли, чувства и поведение человека. Некоторые полиграфологи используют НЛП для установления раппорта, выявления паттернов поведения, связанных с обманом, и воздействия на обследуемого. Важно отметить, что использование НЛП в полиграфологии вызывает споры из-за недостаточной научной обоснованности.
Когнитивно-поведенческие техники позволяют управлять тревожностью, стрессом и другими негативными эмоциями у обследуемого. Помогают обследуемым, испытывающим сильную тревогу, расслабиться и более адекватно реагировать на вопросы.
Методы релаксации и визуализации снижают уровень тревожности и стресса, улучшают сотрудничество и повышают точность результатов тестирования (глубокое дыхание, прогрессивная мышечная релаксация, представление спокойного места и т.д.).
Структурированное интервью обеспечивает более объективный и надежный сбор информации, снижает риск предвзятости и повышает точность результатов через использование стандартизированного набора вопросов и процедур для получения информации от обследуемого.
Методы выявления лжи на основе анализа микровыражений (кратковременных, непроизвольных выражений лица), которые могут указывать на обман. Однако следует учитывать, что это сложный и неоднозначный метод. Существуют споры об эффективности этого метода в реальных условиях.
Методы когнитивного интервью, которое являясь специальной техникой интервью, разработанной для повышения точности и полноты воспоминаний свидетелей и жертв преступлений. Хотя обычно используется в работе со свидетелями, некоторые элементы когнитивного интервью могут быть полезны для получения более точной информации от обследуемого.
Техники активного слушания основаны на сосредоточении внимания на том, что говорит обследуемый, проявление интереса и понимания, задавание уточняющих вопросов и перефразирование сказанного. Техники улучшают раппорт, помогают выявить важную информацию и оценить правдивость сказанного.
Управление эмоциями и техниками саморегуляции (для полиграфолога) способствует поддержанию объективности, нейтральности и контроля над своими эмоциями во время тестирования. Это помогает избежать предвзятости и обеспечить беспристрастную оценку. Обеспечивает объективность и предотвращает влияние личных эмоций на процесс и интерпретацию результатов.
Важно, чтобы все используемые психотехнологии применялись этично и с соблюдением прав обследуемого. Необходимо получить информированное согласие и объяснить цели и методы тестирования. Наиболее эффективным является комплексный подход, сочетающий различные психотехнологии и методы. Полиграфолог должен критически оценивать эффективность различных психотехнологий и использовать только те, которые имеют научную обоснованность.
Выводы
Важно подчеркнуть, что психологические знания в их фундаментальном проявлении предоставляют индивидууму возможность более глубокого и всестороннего понимания сложных аспектов психической реальности, включая различные психические процессы и состояния. Это понимание формируется не только на основе эмпирического опыта, но и с учетом исторического контекста развития психологической науки и через призму строгих научных методов исследования. Таким образом, психологические знания позволяют анализировать психические явления, опираясь на проверенные теории и закономерности, а не на субъективные интерпретации или предрассудки. Это способствует формированию более объективной и обоснованной картины мира, позволяя эффективнее взаимодействовать с окружающими и решать возникающие проблемы. Кроме того, знание психологии позволяет критически оценивать информацию и избегать манипуляций, основанных на использовании психологических уязвимостей.
Полиграфолог должен постоянно повышать свою квалификацию и следить за новыми разработками в области психотехнологий. Регулярное дополнительное обучение, повышение квалификации и участие в конференциях помогут специалисту быть в курсе последних достижений и использовать самые современные подходы в своей работе.
1. Дашко, М. Н. Процедура проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа с кандидатами на службу в органы внутренних дел России / М. Н. Дашко, М. В. Виноградов, О. А. Ульянина // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : Сборник научных трудов II Международной конференции, Москва, 06–07 июня 2018 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2018. – С. 59-64.
2. Захаревская, Е. А. Кадровый профайлинг в органах внутренних дел: психологический анализ рукописных записей : Учебно-методическое пособие / Е. А. Захаревская, Т. В. Мальцева, С. В. Гарник. – Москва : Академия управления МВД России, 2024. – 208 с.
3. Обухов, А. Н., Обухова, И. П. Теоретические и методические основы применения полиграфа [Текст] : учеб. пособие. – 3-е изд. – Домодедово : ВИПК МВД России, 2012. – С. 157.
4. Поздняков В.М. Психологическая юриспруденция как междисциплинарная наука и область психопрактики // Психология и право. – 2017. – № 1(7). – С. 209-219.
5. Поздняков В.М. Психологическая юриспруденция как область интересов юристов и психологов // Психология и юриспруденция в динамично изменяющемся мире : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. – М., 2012. – С. 307–316.
6. Поздняков В.М. Юридическая психология: генезис и перспективы // Прикладная юридическая психология. – 2010. – № 2. – С. 15-37.
7. Поздняков, В. М., Костина Е. В., Деулин Д. В., Петров В. Е. Генерализация факторов риска девиантного поведения у кандидатов на службу в органы внутренних дел, выявленных в ходе профессионального психологического отбора с применением полиграфа / В. М. Поздняков, Е. В. Костина, Д. В. Деулин [и др.] // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2 (63). С. 92–104.
8. Садеков Р.Р., Золотова И.В., Бойко Н.В. Теоретические и методологические основы применения полиграфа в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие. – Домодедово : ВИПК МВД России, 2020. – 263 с.
9. Сафуанов Ф.С. Существует ли специальная методология юридической психологии? Приглашение к дискуссии // Прикладная юридическая психология. – 2011. – № 1. – С. 8-19.
10. Сафуанов, Ф. С. Взаимосвязь темперамента с особенностями физиологического реагирования при исследовании с применением полиграфа / Ф. С. Сафуанов, В. В. Никитин // Юридическая психология. 2023. № 3. С. 8–11.
11. Свободный, Ф. К. Основные проблемы производства испытаний на полиграфе при отборе кадров в органы государственной власти / Ф. К. Свободный, Б. Ф. Свободный // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2018. №16. С. 25–28.
12. Ситковская О.Д. Конвергенция юридической психологии и правовой науки // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2013. – № 2 (34). – С.55-60.
13. Ульянина, О. А. Визуализация стимулов скринингового теста специального психофизиологического исследования с применением полиграфа / О. А. Ульянина, О. В. Арефьева // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов : интеграция теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 октября 2021 г. / под общ. ред. А. С. Душкина, Н. Ф. Гейжан. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. С. 342–347.
14. Юридическая психология: учебное пособие. / [под ред. В.В. Вахниной]. М.: Академия управления МВД России. 2021.
15. DePaulo, B. M., et al. The accuracy of judging deceit. Personality and Social Psychology Review. 2003. 7(1), pp. 68-85.
16. Elaad, E. Detection of concealed information: The guilty knowledge test. Academic Press. 2009.
17. Honts, C. R., & Kircher, J. C. Research methods for psychophysiological deception detection. 2011.
18. Kircher, J. C., & Raskin, D. C. Human versus computerized evaluations of polygraph data in a laboratory setting. Journal of Applied Psychology. 1988. 73(2), P. 291.
19. Lykken, D. T. A Tremor in the Blood: Uses and Abuses of the Lie Detector. New York: Plenum Press. 1998.



