ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ: РЕСУРСЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ВИДЫ В АСПЕКТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГЕОУРБАНИСТИКИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены теоретические и методологические основы развития познавательного туризма в городе Москве в аспекте образовательной геоурбанистсики. Обосновано новое направления развития географических исследований – образовательная геоурбанистика, структурными элементами которой являются познавательные ресурсы города и методы их использования в образовательно-познавательной деятельности. Представлены актуальные виды познавательного туризма в московской городской среде. Дана общая характеристика познавательных ресурсов Москвы и перечислены возможности и направления их использования в практике педагогической деятельности. Схематически представлены варианты использования и даны методические рекомендации по использованию познавательных ресурсов Москвы в географическом образовании. Сделан вывод о целесообразности рассмотрения познавательного туризма города в аспекте образовательной геоурбанистики, то есть сквозь призму всего комплекса разнообразных городских ресурсов.

Ключевые слова:
познавательный туризм, образовательная геоурбанистика, ресурсы познавательного туризма, методические рекомендации, Москва
Список литературы

1. Гайворон Т.Д., Майнашева Г.М. Ресурсы образовательного туризма особо охраняемых природных территорий Москвы // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2019. № 4 (36). С. 47-54. EDN: https://elibrary.ru/RTAULR

2. Географическое москвоведение / О. В. Шульгина, Т. С. Воронова, Т. Д. Гайворон [и др.]. М. : «ИНФРА-М», 2025. 244 с. DOI: https://doi.org/10.12737/2125938; EDN: https://elibrary.ru/KSWWTH

3. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. 30 декабря 2018 г. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения 25.06.2025).

4. Лаппо, Г. М. Литературная геоурбанистика / Г. М. Лаппо // Экономическая и социальная география на пороге XXI века / Смоленский гуманитарный университет. Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 1997. С. 97-109. EDN: https://elibrary.ru/VNYEGO

5. Меркулов И. А., Шульгина О.В. Формирование междисциплинарных знаний в процессе изучения географии России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2025. № 2(71). С. 180-188. DOI: https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2025.2.180; EDN: https://elibrary.ru/SHAFCJ

6. Образовательный туризм в городе Москве : Учебно-справочное пособие / О. В. Шульгина, Б. Б. Вагнер, Т. С. Воронова [и др.]. М. : МГПУ, 2016. 190 с. EDN: https://elibrary.ru/XOFKSL

7. Олесик Н. С. Военная геоурбанистика и военная география // Военная мысль. – 2006. – № 4. – С. 38-47. EDN: https://elibrary.ru/HTPTXL

8. Тархов С. А. Социально-экономическая география: ее сущность, предмет изучения и методы // Региональные исследования. 2013. № 3(41). С. 9-13. EDN: https://elibrary.ru/RNFLIF

9. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 24.06.2025 № 184-ФЗ). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/10273 (дата обращения 06.07.2025).

10. Черезова Н. С., Матушанский Г. У. Культурно-познавательный туризм как ресурс в образовательной политике России //Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2023. № 1(118). – С. 188-197. DOI: https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.118.1.024; EDN: https://elibrary.ru/MBFNDQ

11. Школьный познавательный туризм: традиции и инновации. Учебное пособие / авторы-составители: С. В. Бочкарев, А. С. Лесков, Г. А. Лескова, А. М. Макарский, В. Л. Погодина / под редакцией Н. Е. Самсоновой. СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2023. 468 с.

12. Шульгина О.В., Шульгина Д.П. Культурное и природное наследие России : учебник для Вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 177 с. EDN: https://elibrary.ru/ZDQMYD

Войти или Создать
* Забыли пароль?