Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия
Коммуникационный консалтинг – направление профессиональной деятельности, которое практикуется уже не одно десятилетие как в России, так и за рубежом. Консультанты по всему миру решают коммуникационные задачи компаний: от развития внутренних связей до разработки стратегий антикризисного реагирования. Несмотря на профессиональное признание, в научном сообществе феномен коммуникационного консалтинга рассматривается точечно, а если говорить об отечественной литературе – единицами авторов. «Мы все еще очень мало знаем о внешней и (или) внутренней консалтинговой работе, предлагаемой и выполняемой специалистами по коммуникациям», — говорится во введении Международного журнала стратегических коммуникаций [12]. Данный факт формирует актуальность представленного исследования, которое преследует цель расширить теоретические основы коммуникационного консалтинга и концептуализировать данный феномен. Автором обосновывается оригинальный комплексный подход к выделению феномена коммуникационного консалтинга, а также формулируется новое определение данной профессиональной деятельности. Методологическую основу составляют работы Ф.И. Шаркова, С.Н. Апенко, Ф. Франдсена и авторские разработки вышеуказанной проблемы. Эмпирической базой исследования выступили проанализированные труды исследователей, начиная с 1984 г., о коммуникационном консалтинге, а также о консалтинге в целом. В результате автором аргументируется вывод о том, что коммуникационный консалтинг – это уникальный феномен консультационной деятельности. Предложенная систематизированная база теоретических основ коммуникационного консалтинга может стать концептуальной основой для дальнейших исследований данного феномена.
консалтинг, коммуникации, коммуникационный консалтинг, PR, коммуникационный менеджмент
1. Апенько С.Н. Коммуникационный консалтинг. Архитектоника организационных коммуникаций [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Апенько, К.В. Гилева. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. — 218 с.
2. Киреева О.Ф. Коммуникационный консалтинг как средство обеспечения информационной безопасности в современном обществе [Текст]: монография / О.Ф. Киреева. 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 138 с. EDN: https://elibrary.ru/BHSTVI
3. Коваленко С.Б. и др. Сельскохозяйственная кредитная кооперация [Текст] / Коваленко С.Б., Козенко З.Н., Глебов И.П., Рогачев А.Ф. — М.: Финансы и статистика, 2005. 448 с. EDN: https://elibrary.ru/QQSFEP
4. Лукьянова Т.В. Становление и развитие консалтинга в управлении персоналом в России [Текст] / Т.В. Лукьянова, П.В. Клопотовская // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2015. — № 6. — С. 5–8. DOI: https://doi.org/10.12737/17258 EDN: https://elibrary.ru/VSHNRD
5. Маркесов В.А. Особенности рынка консалтинговых услуг в России [Текст] / В.А. Маркесов // Журнал прикладных исследований, Экономика и бизнес. — 2019. — № 1. С. 4–8.
6. Топильская Е.Е. Консалтинг в связях с общественностью [Текст] / Е.Е. Топильская // Реклама и связи с общественностью: теория и практика. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2015. — С. 260–277.. EDN: https://elibrary.ru/WGQLBN
7. Ускова Е.В. О критериях выбора кадрового консалтингового агентства. Программа анализа сайта [Текст] / Е.В. Ускова, Н.А. Слепухин // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2024. — № 3. — С. 109–113. — DOI: https://doi.org/10.12737/2305-78072024-13-3-109-113 DOI: https://doi.org/10.12737/2305-7807-2024-13-3-109-113; EDN: https://elibrary.ru/BBKBVD
8. Уткин Э.А. Консалтинг [Текст] / Э.А. Уткин; Ассоц. авт. и изд. Тандем. — М., 1998. — 253 с.
9. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг [Текст]: учеб. пособие / Ф.И. Шарков. — 4-е изд., стер. — М.: Дашков и К°, 2023. — 406 с. EDN: https://elibrary.ru/FZUUXG
10. Armbrüster T. The Economics and Sociology of Management Consulting / Cambridge University Press, Cambridge, 2010. 268 p.
11. Engwall L. and Kipping M. Management consulting: dynamics, debates, and directions / International Journal of Strategic Communication, 2013, vol. 7, no. 2, pp. 84–98. DOI: https://doi.org/10.1080/1553118X.2013.765436
12. Frandsen F., Johansen W., Pang A. From management consulting to strategic communication: studying the roles and functions of communication consulting / International Journal of Strategic Communication, 2013, vol. 7, no. 2, pp. 81–83. DOI: https://doi.org/10.1080/1553118X.2013.765439
13. Froschauer U. und Lueger M. Reflexiv-differenzierende Organisationsberatung. Überlegungen zur Kombination von Prozess- und Fachberatung, in Kühl, S. andMoldaschl, M. (Eds.), Organisation und Intervention. Ansätze für eine sozialwissenschaftliche Fundierung von Organisationsberatung, Rainer Hampp Verlag, München, 2010. 304 p.
14. Hoffjann O., Hoffstedde K., Jaworek F. Ready for the unexpected. Theoretical framework and empirical findings on communication consulting / Journal of Communication Management, 25, 1, 2021, pp. 1–17. DOI: https://doi.org/10.1108/JCOM-10-2019-0139
15. Kühl S. Organizations: A systems approach / Routledge, 2014. 204 p.
16. Raupp J. and Hoffjann O. Understanding strategy in communication management / Journal of Communication Management, 2012, vol. 16, no. 2, pp. 146–165. DOI: https://doi.org/10.1108/13632541211217579
17. Röttger U. and Preusse J. External consulting in strategic communication: Functions and roles within systems theory / International Journal of Strategic Communication, 2013, vol. 7, no. 2, pp. 99–117. DOI: https://doi.org/10.1080/1553118X.2013.765437
18. Röttger U. and Zielmann S. Entwurf einer Theorie der PRBeratung / PR-Beratung. Theoretische Konzepte und empirische Befunde, VS-Verlag, Wiesbaden, 2009. 237 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-531-91916-4
19. Schön D. The reflective practitioner. How professionals think in action, Basic Books, New York, 1984. 384 p.
20. Wright D.K. Structure and development of the public relations agency industry in the United States: Operational structure, clients, fees, and talent / International Journal of Strategic Communication, 2013, vol. 7, no. 2, pp. 136–148. DOI: https://doi.org/10.1080/1553118X.2013.766193



