ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 
С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения и поддержки профессионального самоопределения обучающихся с двигательными нарушениями, в частности с детским церебральным параличом. Указаны приоритетные задачи профориентации в инклюзивном образовании. Обоснована необходимость дифференциации ключевых аспектов профориентационной работы в соответствии с нозологиями и характером нарушенных функций. Выделены ключевые задачи работы службы профориентационной поддержки лиц, страдающих ДЦП. Проанализированы психологические особенности лиц 
с двигательными нарушениями, факторы профессионального самоопределения, профессиональные намерения обучающихся с ДЦП. Подчеркнута необходимость практикоориентированного подхода, а также определенного участия родителей в процессе профессионального самоопределения. Определены особенности психолого-педагогического сопровождения на разных этапах профессионального самоопределения обучающихся 
с инвалидностью.

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, обучающиеся с инвалидностью, двигательные нарушения, профориентация, осознанность, оптант, мотивация, профессиональные намерения
Список литературы

1. Бурдуковская Е. А., Самсонова Е. В., Македонская О. А. Профессиональное самоопределение и социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью как компонент социального здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования // Амурский медицинский журнал. 
2018. № 4 (24). С. 26-29. DOI: https://doi.org/10.22448/AMJ.2018.4.26-29; EDN: https://elibrary.ru/YSZKWL

2. Винникова, Е. А. Ребенок с детским церебральным параличом / Е. С. Слепович [и др.] // Специальная психология: учеб. пособие / под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. – Минск: Выш. шк., 2012. – Параграф 2.6. –С.346-397.

3. Гусейнова А. А. Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми (множественными) нарушениями развития // Проблемы реализации ФГОС для детей 
с ограниченными возможностями здоровья: сб. ст. по материалам круглого стола / сост.: 
И. Ю. Левченко, А. С. Павлова, М. В. Шешукова. 2016. С.47-54. EDN: https://elibrary.ru/WFTYRH

4. Левченко И. Ю. Некоторые вопросы профессиональной ориентации обучающихся 
с НОДА. Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2022. № 2 (2). С. 38–47. DOI: https://doi.org/10.25688/2782-6597.2022.2.2.4; EDN: https://elibrary.ru/WSWSCN

5. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - Москва: Просвещение, 2008. - 239 с. EDN: https://elibrary.ru/QXRUWL

6. Михайлова, О. В. Системная технология и методы профессиональной ориентации и поддержки инвалидов вследствие детского церебрального паралича / О. В. Михайлова, Б. Н. Рыжов // Специальное образование. — 2013. — № 2 (30). — С. 80–90. EDN: https://elibrary.ru/QZLJBH

7. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Москва, 18 ноября 2016 г. / сост.: В. Д. Байрамов, Н. А. Ореховская; Московский государственный гуманитарно-экономический университет. М., 2016. 847 с.

8. Черемошкина Л.В. Опыт работы психологической службы факультета информационных технологий МГППУ. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции (22 июня 2011, Москва). – М.: МГППУ, 2019. – С. 213-214.

9. Якоцуц, О. Л. Особенности профессиональных интересов у лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [Текст] / О. Л. Якоцуц // Сибирский психологический журнал. - 2009. - N 32. - С. 86-88. EDN: https://elibrary.ru/KVYJOB

Войти или Создать
* Забыли пароль?