Россия
ББК 633 История
В статье рассматривается значение личных дневников детей и подростков для изучения истории военной повседневности. Характеризуется дневник, который 15-летний школьник Владимир Локтев начал вести в прифронтовом Мурманске в августе 1941 г. Описывая день за днем авианалеты и бомбардировки города, особенно усилившиеся в 1942 г., автор дневника отразил происходившую адаптацию к суровой военной реальности. Со временем он начал сооб-щать уже не только об экстремальных ситуациях, но и о повседневных, обычных своих буднях. По мере накопления опыта В. Локтев привыкал к военной обстановке. Вырабатывалась стойкость, ставшая одним из источников Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
дневники, военно-историческая антропология, военная повседневность, дети, подростки, война, тыл, бомбардировки, Мурманск
1. Сенявская, Е. С. Военно-историческая антропология и психология (на материале российских войн XX века) : учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных специальностей высших учебных заведений / Е. С. Сенявская ; Петрозаводский государственный университет. – Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2012. – 223 с. – ISBN 978-5-8021-1284-7. – EDN QYEWNZ. (дата об-ращения: 20.07.2025)
2. Сенявская, Е. С. Военная антропология в новых исторических условиях / Е. С. Сенявская // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2023. – Т. 45, № 8. – С. 46-54. – DOIhttps://doi.org/10.15393/uchz.art.2023.974. – EDN NVAQLG. (дата обращения: 20.07.2025)
3. Сенявская, Е. С. Роль и место субъективных источников в изучении соци-ально-психологических аспектов военной истории / Е. С. Сенявская // Профессионал с большим сердцем. К 80-летию со дня рождения историка А.К. Соколова : Сборник статей и материалов. – Москва : Институт российской истории, 2021. – С. 228-247. – EDN DLKSEX. (дата обращения: 20.07.2025)
4. Бондарчук, Т. А. Дети войны в Сибири / Т. А. Бондарчук, М. И. Денисова // Великая Отечественная война: пространство исторической памяти и славы : Материалы краевого молодёжного исследовательского проекта, посвящённого 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – Красноярск : Б. и., 2021. – С. 185-187. – EDN QNKXXQ. (дата обращения: 20.07.2025)
5. Никитина, Ю. Р. "Я осталась одна…": трагические страницы детских дневников периода блокады Ленинграда во время Великой Отечественной вой-ны / Ю. Р. Никитина // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация : Материалы V Международной научной конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Учреждение высшего образования "Москов-ский художественно-промышленный институт", 2021. – С. 759-763. – EDN BCIPSU. (дата обращения: 20.07.2025)
6. Серкова, В. А. Великая Отечественная война в воспоминаниях детей / В. А. Серкова // СССР во Второй мировой войне (1939-1945 гг.): проблемы исторической памяти : Сборник трудов международной научно-образовательной конференции, Санкт-Петербург, 15–16 октября 2020 года. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. – С. 461-467. – EDN NINDDC. (дата обращения: 20.07.2025)
7. Локтев, В. П. Рвётся к городу Адольф : (хроника военного Мурманска в записях юного горожанина) : август 1941 г.- октябрь 1942 г./ Владимир Локтев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; научный редактор, автор предисл., коммент и примеч. П. В. Федоров. - Мурманск : МГГУ, 2011. - 35 с.
8. Воронин, А. А. Мурманск в огне войны / А. А. Воронин. – Мурманск : Кн. изд-во, 1979. – 112 с.
9. Старостин, М. И. (1902-1948). Дневник войны / М. И. Старостин ; [подгот. текста, ред., предисл.: В. П. Семенов]. – Мурманск : Опимах, 2014. – 436, [3] с., [24] л. ил.
10. Рыбин, Ю. В. Действия бомбардировочной авиации Люфтваффе на Мур-манском направлении : (к изданию дневника Владимира Локтева) / Ю. В. Рыбин // IX Ушаковские чтения : сборник научных статей. - Мурманск : МГГУ, 2013. - С. 208-214.




