В статье рассматриваются понятия «синергия», «игра», «дидактическая игра», «фасилитативная дидактическая игра», «фасилитативное игровое обучение». Раскрывается их роль и значение для организации эффективного обучения младших школьников.
синергия; фасилитация; игра; дидактическая игра; фасилитативная дидактическая игра; фасилитативное игровое обучение.
Трансформация образовательной парадигмы приводит к необходимости изменения ролевого репертуара педагога и типа педагогического воздействия. Современный педагог не только искатель и поставщик информации, он инициатор, синтезатор (интегрирует, объединяет), наблюдатель, разъяснитель, секретарь, энергизатор (мобилизирует, мотивирует), саммэрайзер (подводит итоги, инициирует рефлексию), рефлектор (отражает, стимулирует самонаблюдение и самоанализ), а также организатор, гармонизатор (устанавливает баланс в отношениях ребенка с окружающими), фасилитатор (облегчает, упрощает, стимулирует, помогает, способствует) (Д. Сиск, Д. Шелкросс).
Рассмотрев понятия «синергия», «игра», «дидактическая игра», «фасилитативная дидактическая игра», попробуем ответить на вопрос: как педагог-фасилитатор, проводя фасилитативную дидактическую игру, организует синергетический образовательный процесс?
АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «ИГРА»
Говорят, что жизнь — это игра. Однако, думаю, многие согласятся, что игра — это небольшая, но яркая, колоритная, насыщенная жизнь. Игра — самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности.
А.В. Запорожец называл игру специфически детской деятельностью, Л.С. Выгодский считал ее «девятым валом» в развитии ребенка (в игре ребенок становится на голову выше себя), а А.Н. Леонтьев, отмечал, что в игре развиваются новые психологические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Игра — понятие многогранное. По мнению психолога М. Кордуэлла, сам термин трудно определить, поскольку критерии определения являются условными. Так, для психолога игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий в предметах науки и культуры.
1. Коджаспирова Г.М. Словарь психологопедагогический: безопасность образовательной среды. - М.: Экон-Информ, 2010. - 208 с.
2. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
3. Роджерс Карл. Взгляд на психотерапию: становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
4. Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: учебное пособ. - М.: Вита-Пресс, 2010. - 160 с.
5. Савостьянов А.И. Игры и упражнения как средство развития сотрудничества между школьниками // Начальное образование, 2012. - № 1. - С. 22-26.