Экономический рост 2000-х годов в России привел к росту массового среднего класса и превращению его в значимую социальную силу. В России не осталось бедных по международным методикам для развивающихся стран и произошло сближение между бедными и небедными домо-хозяйствами в потреблении продуктов питания, товаров длительного пользования, образе жизни. Это привело к вытеснению на второй план ценностей выживания и усиление приоритетности ценностей в области человеческого развития. Результаты исследований показали, что сформировался массовый запрос на изменения в сфере ЖКХ, жилья, образования, здравоохранения, личной безопасности, эффективного правосудия. Вместо поляризации социально-экономических и политических запросов общества исследования выявили конвергенцию запросов среднего класса и других слоев населения.
Уровень доходов и потребления, бедность, средний класс, ценности выживания, ценности человеческого развития, поляризация социально-экономических и политических интересов, конвергенция запросов населения
Введение
Быстрый экономический рост 2000-х годов в России привел к глубоким и быстрым по историческим меркам изменениям в социальной структуре общества, а также в запросах и моделях поведения массовых социальных групп. Масштабы этих изменений и их возможное влияние на дальнейшее развитие страны еще подлежат всесторонней оценке исследователей. Данная работа представляет собой предварительную попытку оценить с учетом новых социологических и экономических данных характер изменений, происходивших в российском обществе под влиянием быстрого экономического роста и сформулировать некоторые гипотезы относительно наблюдавшихся в этот период взаимосвязей между экономическими и социально-политическими тенденциями.
Наша статья использует результаты более развернутого исследования, охватывающего исторический период, в течение которого в стране происходило становление общества массового потребления и формирование массового среднего класса1. В ходе этого исследования мы выделили 4 этапа этого длительного исторического процесса.
1 этап - становление основ общества массового потребления «советского типа» в 1970-1990гг. Основа массового среднего класса сформировалась еще в советское время - в период с 1970 по 1990 гг. Одним из индикаторов этого процесса может служить удельное количество легковых автомобилей. В течение этого периода оно выросло в 10 раз - гораздо больше, чем в последующие два десятилетия. Быстрыми темпами росла обеспеченность бытовой техникой и другими предметами длительного пользования. К 1990 г. как минимум треть жилого фонда находилась в личной собственности. В сочетании с распространением высшего образования это создавало предпосылки для формирования влиятельного среднего класса, который по своим социально-имущественным характеристикам постепенно сближался со средним классом стран Западной Европы периода 50-60-х гг. прошлого века. Однако средний класс в этот период можно отнести скорее к среднему классу «советского типа», отличие которого от западного среднего класса определялось неразвитостью рыночных отношений в сфере недвижимости и финансов, что не позволяло среднему классу быть собственником земли, недвижимости и финансовых активов, а также иметь доступ к потребительским и ипотечным кредитам по примеру западных стран. Такие ограничения обусловливали неустойчивость данной социальной группы, в том числе ее чрезмерную зависимость от колебаний текущего потока доходов.
2 этап - деградация и частичный распад среднего класса «советского типа» в 1990-е годы. Глубокий кризис 1990-х привел к сокращению численности среднего класса и ослаблению его социального влияния. На положении среднего класса не могло не сказаться ухудшение состояния отраслей бюджетной сферы и высокотехнологичных отраслей промышленности, включая машиностроение и ВПК. Хотя, по оценкам Н.Тихоновой2, ядро советского среднего класса в основном со-