Цель статьи создание эффективной системы оценки реального уровня развития универсальных действий сравнения, обобщения и аналогии младших школьников, занимающихся в математическом кружке в дополнительном образовании. В ходе работы были отобраны универсальные диагностические инструменты, которые позволяют всесторонне оценивать все логические операции, входящие в состав универсальных действий сравнения, обобщения и аналогии. Эти методики применимы к любому предметному содержанию образовательного процесса. На основе выбранных диагностических инструментов были специально разработаны самостоятельные работы, которые соответствуют установленным критериям оценки результатов тестирования. Эти материалы предназначены для отслеживания динамики развития исследуемых умений учащихся. Предложенная методика диагностики базируется на создании индивидуальных карт формирования логических универсальных учебных действий для каждого ученика и разработке персонализированных коррекционных маршрутов. В статье также подробно рассматривается структура диагностической работы, что позволяет эффективно оценивать уровень развития универсальных учебных действий у учащихся.
сравнение, обобщение, аналогия, уровень сформированности, педагогическая диагностика
1. Акимова, М.К., Козлова, Т.В. Психологическая диагностика умственного развития детей: учебник для вузов, 2-е изд., пер. и доп. / М.К. Акимова, Т.В. Козлова. – Москва: Юрайт, 2025. – С. 265.
2. Вахненко, И.Н. Семантический анализ словарей, научно-педагогической литературы как средство выявления взаимосвязи понятий «Сравнение», «Обобщение» и «Аналогия» / И.Н. Вахненко // сборник тезисов студентов и аспирантов по итогам XIX Международного конгресса (международной практической конференции). – 2024. – С. 670 – 675. EDN: https://elibrary.ru/CYYZNM
3. Изотова, Е.И. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / Е.И. Изотова. – Москва: Юрайт, 2025. – С. 452.
4. Лубовский, Д.В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 классов: руководство, 3-е изд-е, стереотип. / Д.В. Лубовский. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. – С. 48.
5. Лубовский, Д.В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4 классов: руководство, 3-е изд-е, стереотип. / Д.В. Лубовский. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. – С. 77.
6. Рябова, О.В. Мониторинг сформированности познавательно-аналитических умений младших школьников: учебно-методическое пособие / О.В. Рябова, Е.Ю. Волчегорская. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. Гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. – С. 72. EDN: https://elibrary.ru/XWEIQW
7. Шадриков, В.Д. Интеллектуальные операции: монография / В.Д. Шадриков. – Москва: Логос, 2006. – С. 108. EDN: https://elibrary.ru/QXOORP



