Россия
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогической диагностики нарушенных зрительных функций и зрительного восприятия у младших школьников как один из важных аспектов профилактики трудностей обучения в общеобразовательной школе. Данная работа акцентирует внимание на значимости раннего выявления функциональных нарушений зрения, которые могут не всегда быть своевременно диагностированы врачами-офтальмологами. Исследование основывается на анализе опроса среди учителей начальных классов общеобразовательных школ города Москвы по особенностям зрительного поведения обучающихся 1-4 классов. Работа подчеркивает важность проведения психолого-педагогических скрининговых диагностик для выявления детей с трудностями в обучении, связанными с нарушениями зрения. В статье представлено описание некоторых методик, позволяющих педагогам общеобразовательных школ проводить психолого-педагогическую диагностику особенностей зрительного восприятия и исследовать состояние зрительных функций у детей младшего школьного возраста. Применение специализированных диагностических методик позволяет педагогам вовремя определить причины школьной неуспешности и создать комфортную образовательную среду.
психолого-педагогическая диагностика, нарушение зрительных функций, младшие школьники, школьная неуспешность, трудности в обучении, общеобразовательная школа, образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение
1. Болдинова, О.Г. Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп: методическое пособие для специалистов Е.А. Иванова, Н.Ф. Маркова, С.Л. Антонова, В.М. Скляднева - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022 - 70 с.
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 167 с.
3. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной -- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 84 с EDN: https://elibrary.ru/UPOJAV
4. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 1999 – 47 с.
5. Подугольникова Т.А., Рожкова Г.И. Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением. // Дефектология. – 2000 – № 2 – С. 56-60.
6. Рожкова Г.И., Токарева В.С. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001–104 с. EDN: https://elibrary.ru/SUPTNJ
7. Руководство по профилактике болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в образовательных организациях. Утверждено: Президиумом Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) декабрь 2020 г., протокол № 30.
8. Рычкова С.И., Лихванцева В.Г., Коростелева Е.В., Сандимиров Р.И. Способ оценки качества цветового зрения у детей: описание изобретения к патенту. Опубликовано: 22.11.2021 Бюл. № 33
9. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Цыренова Н.М., Стан В.В., Шелонина О.А., Лукашова Ю.А. Скрининг - программа медицинского обследования детей в условиях образовательной организации: учебно-методическое пособие/А.Г.Сухарев, Л.Ф.Игнатова, Н.М.Цыренова, В.В.Стан, О.А.Шелонина, Ю.А.Лукашова; ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образовании».-М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2013.- 66 с. ISBN-978-5-7249-2108-4.



