ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ДОМОХОЗЯЙСТВ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья представляет собой первую часть исследования общего и особенного в зарубежной и отечественной практике налогообложения физических лиц (домохозяйств) и ее зависимость от уровня жизни населения страны. Показаны различные модели налоговой политики: либерально-ограниченная и социально-нагруженная, а также виды налогов: налог на личное состояние, налог на прирост капитала, налог на конкретные виды имущества, их временные рамки: периодические и непериодические налоги. Даны основные направления налоговой политики в части налога на недвижимое имущество для физических лиц.

Ключевые слова:
Налог на имущество, модели налоговой политики: базисные модели налогообложения, налог на личное состояние, налог на прирост капитала, налог на имущества, установление налога, плательщики налога, объект налогообложения, налоговая база, объект налогообложения, ставки налога
Текст

На современном этапе в теории и практике налогообложения различают следующие типы налоговой политики:

 

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени.

 

При выборе этого пути неизбежна ситуация, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней. Предельная граница ставок налогов определена в зависимости от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные экономисты называют предельную ставку в размере 50%.

 

Второй тип - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, следовательно, идет большой приток иностранных инвестиций, возрастает уровень конкурентноспособности национальной экономики). Бюджетные доходы сокращены за счет сниженных налогов.

 

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения для физических лиц, который компенсируется для граждан высоким уровнем социальной защиты, социальных гарантий и программ.

 

В условиях высокоразвитой экономики любой из этихтипов могут быть успешно применены. В современном мире выделяют две основные модели налоговой политики: либерально-ограниченную и социально- нагруженную.

 

Либерально-ограниченная модель характерна для стран, основной целью экономической политики которых является наращивание (восстановление) производства товаров, выход на новые внешние рынки, рост доходов населения за счет частной инициативы граждан.

 

В рамках этой модели жестко ограничивается доля налоговых изъятий (при ограничении социальных льгот), предоставляется большой спектр налоговых льгот для инвестиций в производственном секторе, власти не стремятся вмешиваться в регулирование предпринимательской деятельности и воздерживаются от предоставления гарантий участникам рыночных отношений (в виде минимума заработной платы, гарантий от увольнений, выплаты пособий по безработице и т.д.).

 

Основными целями государственной политики являются стабильность национальной валюты, поощрение экспорта труда (товаров с большой долей добавленной стоимости), ограничение роста внешнего долга.

 

Социально-направленная используется высокоразвитыми странами, которые стремятся поддерживать высокие стандарты социальных гарантий.

 

Инструментами, которые применяются в этих странах в борьбе за обеспечение приоритетов, является манипулирование курсом национальной валюты, ускоренное развитие фондовых рынков и концентрация передовых знаний и технологий. Наращивание внешнего долга они рассматривают как средство дешевого использования финансовых ресурсов всего мира.

 

Власти этих стран определяют цели и средства своей налоговой политики:

 

  • Высокие ставки налогов, с помощью которых обеспечивается ограничение производства и перемещение доходов от более богатых слоев населения (которые вывозят излишки своих доходов за границу)
Список литературы

1. Европейская Хартия местного самоуправления, принята государствами членами Совета Европы от 15.10.1985г. (ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998г №55-ФЗ)

2. Закон Российской Федерации №2003-1 от 09.12.1991 г. "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции федерального закона №248-ФЗ от 23.07.2013г.)

3. Федеральный закон №62-ФЗ от 31.05.2002г. "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями №185-ФЗ от 02.07.2013г.)

4. Закон г.Москвы №47 от 23.10.2002г. "О ставках налога на имущество физических лиц" (в редакции №15 от 16.05.2012г. и №56 от 14.11.2012г.)

5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003г. (в редакции изменений)

6. Налоговый кодекс РФ (Часть 1) №146-ФЗ от 31.07.1998г.

7. Ходов Л.Г. Налоги на недвижимость: зарубежный опыт, российские проблемы //"Горячая линия бухгалтера" 2009, №2

8. Антонова О.В. Налоговые системы зарубежных стран//Учебно-методическое пособие, Хабаровск, 2010

9. Медведева О. Практика налогообложения недвижимого имущества за рубежом // «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2010, №28

10. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 годи на плановый период 2014 и 2015 годов»

11. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015» (разработан Минэкономразвития России)

12. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2016» (разработан Минэкономразвития России)

Войти или Создать
* Забыли пароль?