САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Стремительная интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс существенно повлияла на профессиональное самоопределение преподавателей. В статье рассматривается концепция самоопределения преподавателя в рамках внедрения ИИ, акцентируется внимание на роли профессиональной рефлексии, возможностях ИИ в образовании и взаимодействии субъектов образовательного процесса с системами ИИ. Цель исследования – изучить, как инструменты ИИ влияют на чувство автономии, компетентности и профессиональной рефлексии преподавателей. Результаты показывают, что ИИ может повысить компетентность преподавателей, предоставляя им контекстные данные, и упрощает административную рутину образовательного процесса, но может подорвать автономию и разрушить самоопределение профессиональной роли преподавателя. Респонденты заявили о необходимости подготовки, соблюдения этических норм и совместного принятия решений для сохранения их самоопределения. В исследовании делается вывод о том, что баланс между интеграцией ИИ и необходимостью профессиональной рефлексии преподавателей имеет решающее значение для создания эффективной образовательной среды

Ключевые слова:
самоопределение преподавателя, искусственный интеллект, образовательный процесс, рефлексия преподавателя, профессиональная идентичность, ИИ в образовании
Список литературы

1. Барабанов С.В. Профессиональная рефлексия педагогов как фактор повышения качества образовательного процесса / С.В. Барабанов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. – № 3. – С. 45-52.

2. Бурова Т.В. Профессиональная рефлексия как условие профессионального роста педагогов / Т. В. Бурова // Педагогика и психология. 2019. – № 2. – С. 12-19.

3. Гусев А.В. Рефлексия как компонент профессиональной деятельности педагога / А.В. Гусев // Научные исследования в образовании. – 2021. № 4. – С. 23-30.

4. Захарова Л.П. Искусственный интеллект в обучении: от теории к практике / Л.П. Захарова // Научные исследования в образовании. 2021. – № 6. – С. 55-62.

5. Ковалев А.И. Искусственный интеллект и его влияние на образовательные процессы / А.И. Ковалев // Инновации в образовании. – 2022. № 4. – С. 40-47.

6. Лебедев Д.С. Искусственный интеллект как фактор повышения качества образования / Д.С. Лебедев // Вопросы педагогики. – 2021. № 8. – С. 15-22.

7. Мартынова Т.В. Использование искусственного интеллекта для адаптивного обучения / Т. В. Мартынова // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 18-25.

8. Овчарова Т.А. Искусственный интеллект в образовании: возможности и вызовы / Т.А. Овчарова // Образовательные технологии и общество. – 2020. – № 23. – С. 78-85.

9. Петров И.А. Искусственный интеллект в образовательных процессах: инновации и перспективы / И. А. Петров // Вестник научных исследований. – 2021. – № 2. – С. 15-22.

10. Романов С.В. Искусственный интеллект и его применение в образовательной среде / С.В. Романов // Научный вестник. – 2022. – № 1. С. 90-97.

11. Сидорова Н.П. Интеграция искусственного интеллекта в образовательные технологии: проблемы и перспективы / Н. П. Сидорова // Научный журнал. – 2022. – № 5. – С. 76-83.

12. Тихомирова Л.А. Искусственный интеллект в образовании: от теории к практике / Л.А. Тихомирова // Образование и цифровая экономика. – 2021. – № 4. – С. 40-48.

13. Фёдорова Т.В. Рефлексия как ключевой компонент профессиональной деятельности педагога / Т.В. Фёдорова // Педагогическая наука. 2020. – № 6. – С. 29-36.

14. Шевелева Е.В. Искусственный интеллект в образовательных технологиях: новые горизонты / Е.В. Шевелева // Инновационные технологии в образовании. – 2021. – № 2. – С. 55-62.

15. Шевченко О.В. Искусственный интеллект как средство повышения эффективности обучения / О.В. Шевченко // Образование и наука. – 2020. № 11. – С. 44-51.

16. Selwyn N. Should Robots Replace Teachers? AI and the Future of Education / N. Selwyn // Cambridge: Polity Press. – 2019. – №121. – С. 147-169.

17. Zawacki­Richter O. Systematic Review of Research on Artificial Intelligence Applications in Higher Education / O. Zawacki-Richter // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2019. – №16(1). – С. 11-27. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-019-0171-0

Войти или Создать
* Забыли пароль?