РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности младших школьников. Представлен анализ различных подходов к пониманию понятия «познавательная активность» в контексте взаимосвязанных понятий «активность», «познавательная деятельность», «познавательный интерес», «познавательное развитие». Анализ представленных позиций позволяет уточнить сущность процесса познавательной активности школьников применительно к современному начальному образованию. Познавательная активность рассматривается как личностное качество обучающегося, проявляющееся в его положительном отношении к содержанию и процессу освоения знаний и способов познавательной деятельности. Для решения вопроса развития познавательной активности обучающихся предлагается специализированная рабочая тетрадь краеведческой направленности по предмету «Окружающий мир», включающая задания и дополнительные сведения о родном крае, что способствует усилению интереса и мотивации учащихся к процессу познания. Рассматривается структура рабочей тетради, адаптированная для разных регионов России.

Ключевые слова:
познавательная активность, начальная школа, уроки окружающего мира, региональный компонент, краеведческие знания, рабочая тетрадь «Окунись в историю своей области!»
Список литературы

1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. Москва: Просвещение. – 1981. – 143 с.

2. Камалеева А.Р., Гильманшина С.И., Фахрутдинова А.В., Гильманшин И.Р. Активизация познавательной активности обучающихся с использованием интернет-ресурсов в контексте когнитивной дидактики // Вестник Томского государственного университета. 2024. – № 505. С. 196-202. DOIhttps://doi.org/10.17223/15617793/505/21. EDN: https://elibrary.ru/GKEICG

3. Красновский Э.А. Активизация учебного познания // Советская педагогика. – 2009. – № 5. С. – 10-14.э

4. Краснорядцева О.М., Еремина Е.В., Подойницина М.А., Ваулина Т.А. Использование когнитивного тренажера: возможности минимизации саморегуляционных дефицитов познавательной активности у младших школьников // Российский психологический журнал. – 2023. – Т. 20. № 4. – С. 135-152. DOIhttps://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.8. EDN: https://elibrary.ru/KPIGYJ

5. Павлова О.А. Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе // Научное значение трудов К.Э. Циолковского: история и современность – Калуга: Индивидуальный предприниматель Стрельцов Илья Анатольевич – 2020. – Т.2. – С. 276-278. EDN: https://elibrary.ru/YKCFBU

6. Павлова О.А. Использование регионального материала при решении воспитательных задач средствами истории математики // Математика в школе. – 2017. – № 4. – С. p_2.

7. Павлова О.А. Патриотическое воспитание в обучении математике и в подготовке будущего учителя математики // Воспитание школьников. – 2019. – № 3. – С. 35-42. EDN: https://elibrary.ru/BDEGCT

8. Плешаков А.А.. Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник: в 2 частях. Часть 2. Москва: Просвещение. – 2023. – 160 с.

9. Рубцова Е.С., Петровичева А.В., Чиркова Н.И. Рисование объёмными красками как средство развития познавательной активности старших дошкольников // Журнал педагогических исследований. – 2020. – Т. 5. – № 2. – С. 24-30. EDN: https://elibrary.ru/SADIKZ

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации. https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb. gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ ot_18.07.2022.pdf

11. Чиркова Н.И. Развитие самостоятельности логических высказываний в процессе освоения знаний младшими школьниками // Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Москва. – 2007. – 18 с. EDN: https://elibrary.ru/NOPHVJ

12. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – Москва: Педагогика, - 1982. – 208 с.

13. Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах // Психологопедагогические исследования. – 2019. – Т.11.№1. – C. 57–69. DOIhttps://doi.org/10.17759/psyedu.2019110105 EDN: https://elibrary.ru/LAVXRB

14. Щетинина В.В. Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности // Научное отражение. – 2018. – № 3(13). С. 31-36. EDN: https://elibrary.ru/YNHGST

15. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника – Москва: Знание, 1972. – 32 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?