Россия
В статье рассматривается роль подкастинга как значимого инструмента в современной образовательной практике, анализируя его эволюцию от экспериментального средства до полноценного дидактического ресурса. Исследуются международные стандарты и нормативные акты, регулирующие интеграцию цифровых технологий в образование, такие как Европейский План действий в области цифрового образования и рекомендации ЮНЕСКО. Особое внимание уделяется потенциалу подкастинга в развитии критического мышления, креативности и самостоятельной аналитической деятельности у обучающихся. Исследование подчеркивает значимость адаптации учебного материала к индивидуальным потребностям аудитории и использования технологий искусственного интеллекта для автоматизации создания и анализа аудиоконтента. Рассматривается возможность взаимодействия подкастинга с виртуальной реальностью и другими мультимедийными форматами, открывая новые горизонты для создания интерактивного и персонализированного образовательного пространства. Авторы выделяют перспективы дальнейшего развития подкастинга в образовательном процессе, включая более глубокую персонализацию контента и интеграцию с технологиями машинного обучения для адаптивной коррекции учебных материалов. Подводя итог, подкастинг в современном понимании рассматривается как многофункциональный инструмент, способный объединить традиционные и инновационные методы обучения, обеспечивая целостный и адаптивный образовательный процесс, который соответствует требованиям динамично меняющегося информационного общества. Внедрение подкастинга в образовательную практику способствует формированию цифровой компетентности и медиаграмотности, что является ключевым фактором для подготовки обучающихся к вызовам современного мира.
подкастинг, цифровая метаморфоза, педагогический дизайн, дидактические импликации, технологические импликации, цифровизация образования, интерактивное обучение
Введение. В современном мире цифровизация выступает интегральным компонентом эволюционного процесса, получившим своё начало с первых промышленных революций и продолжающимся свое развитие до настоящего времени находясь сегодня в переходном периоде с четвертой на пятую промышленную революцию [2, С. 506]. Общеизвестно, что каждая из этих революций открывала новые технологические возможности, создавая предпосылки для последующей стадии преобразований. Так, в рамках четвертой революции цифровизация становится важнейшим инструментом не только в производстве, но и в трансформациях социальной, экономической и образовательной сфер.
Международные стандарты и нормативные акты. Демонстрируя черты бурного развития информационные и цифровые технологии, искусственный интеллект, роботизация и интернет вещей, настойчиво проникают и в образовательные системы, требуя от них адаптации к новым реалиям выражающиеся в активном внедрении цифровых технологий в учебный процесс и изменении нормативных правовых актов, регулирующих образовательный процесс [1]. Международные стандарты и директивы, такие как Европейский План действий в области цифрового образования на период
2021–2027 годов [10], рекомендации ЮНЕСКО по интеграции ИКТ в образование [13], а также рамочные документы, формирующие цифровые компетенции современного педагога, к примеру, рамочная программа DigCompEdu [17], выступают ориентиром для образовательных учреждений всего мира. Отметим, что отечественный вектор развития цифрового образования нашел свое место в ряде нормативных правовых актах, таких как: Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Министерством науки и высшего образования РФ 14 июля 2021 г.) [7], Указ Президента Российской Федерации
от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [8], Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2023 г. № 2894-р [5].
Роль подкастинга в образовательном процессе. Указанные регламентирующие документы не только определяют направления развития цифровых технологий, но и устанавливают стандарты качества, направленные на формирование у педагогов навыков работы с новаторскими технологиями, способствующими обеспечивать высокий уровень цифровой грамотности обучающихся. Они обозначают необходимость адаптации образовательного процесса к требованиям информационного века, где гибкость, инновационность и междисциплинарный подход являются ключевыми факторами продуктивного образования. В данной связи интересным представляется рассмотрение такого феномена как «подкастинг». Выступая имманентной производной цифровой эпохи, данная технология из экспериментального инструмента эволюционизировала в полноценный дидактический ресурс, что было обусловлено как наличием технологических предпосылок (возникновение широкополосного интернета, мобильных устройств и алгоритмов сжатия данных), так и активным трендом смены образовательных парадигм, где акцент обучения смещается с линейной передачи знаний на интерактивное взаимодействие субъектов образования и когнитивную вовлеченность обучающихся. В хорде таких преобразований подкастинг, становится не только средством ретрансляции информации, но и механизмом, опосредующим формирование у обучающихся навыков критического мышления, креативности и самостоятельной аналитической деятельности, что в полной мере декларируют ключевые принципы современной образовательной политики [4, С. 262].
Преимущества подкастинга для обучающихся. Подкастинг – это особое явление в педагогической деятельности, которое, благодаря стремительному развитию цифровых технологий и изменению образовательных парадигм за последние десятилетия претерпело глубокие трансформации. Вначале подкасты рассматривались как экспериментальный формат, позволяющий преподавателям выходить за рамки традиционных методов обучения, предлагая обучающемуся контингенту возможность воспринимать учебный материал через аудиоконтент, что способствовало существенному расширению способов коммуникации и взаимодействия. В начале пути такая форма представления учебной информации использовалась как дополнение традиционных лекций и семинаров, однако, в ходе развития технологического прогресса подкастинг преобразовался в отдельное, самостоятельное средство передачи знаний, способное не только передавать информацию, но и стимулировать ее критическое осмысление и самостоятельный творческий анализ полученных знаний. В ходе появления и развития подкастов в образовательной среде реперными факторами становились доступность широкополосного интернета, мобильных устройств, совершенствование технологий сжатия и передачи аудиоданных, что привлекло к возможности создания качественного аудиоконтента даже при ограниченных ресурсах. Появившиеся новшества открыли педагогам новые горизонты в организации образовательного процесса, позволяя подстраивать учебный контент под различные стили восприятия информации, учитывать как визуальные, так и аудиальные предпочтения обучающихся.
Технологии искусственного интеллекта и подкастинг. С момента появления подкастинг воспринимался педагогической общественностью как дополнительное средство обучения, способное обогатить образовательный процесс, однако уже в первые годы его применения прослеживалась тенденция систематизации и расширения образовательных программ, а также целенаправленность интеграции данного аудиоконтента [12]. В ходе начальных практических экспериментов преподаватели, прежде всего высших учебных заведений, использовали подкасты для аудиозаписей лекций, проведения интервью с экспертами и обсуждения актуальных проблем. Подобный подход к организации учебного процесса способствовал расширению кругозора обучающихся и возможностей для их самообразования. При этом особую роль играло применение современных технических возможностей записи и распространения аудиоконтента, а также внедряемая новаторская педагогическая концепция, предусматривающая многообразие источников и форматов подачи актуальной обучающей информации. Переход от стадии эксперимента к системному внедрению подкастинга в образовательную практику характеризовался разработкой предметных методик интеграции аудиоматериалов в учебный процесс, созданием специализированных платформ, облегчающих доступ к подкастам и обеспечивающих возможность интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса: преподавателей с обучающимися и обучающимися друг с другом.
Если на начальном этапе подкастинг преимущественно служил инструментом передачи информации, то вскоре его функции в развитии образовательного процесса стали рассматриваться гораздо шире. Педагоги начали осознавать, что аудиоконтент это не просто способом донесения информации, а мощный инструмент формирования мыслительных навыков и умений самостоятельного анализировать услышанное. Нельзя не согласиться с зарубежными коллегами [11] в том, что прослушивая подкасты, обучающиеся вынуждены не только воспринимать информацию, но и осмысливать ее, проводя сопоставление с ранее полученными знаниями, а все эти процессы всецело способствует глубокому освоению учебного материала. При этом использование подкастов позволяет формировать цифровое образовательное пространство, в котором взаимодействие между аудиторией и преподавателем может происходить не в режиме реального времени, а асинхронно, что дает возможность каждому обучающемуся самостоятельно регулировать темп усвоения материала, возвращаясь к прослушанному контенту в любой удобный для него момент. Такой подход, основанный на принципах саморегуляции и индивидуализации обучения, становится особенно актуальным в условиях современной образовательной парадигмы, ориентированной на гибкость и персонализацию.
Исследования динамики интеграции подкастинга в практику образования демонстрирует прогрессирующее развитие технологических решений и их активное внедрение в учебный процесс на основе принципов мультимодальности, что всецело способствует построению полифункциональной среды обучения. Таким образом очевидно, что традиционные методы последовательно дополняются инновационными подходами, новыми технологиями, аудиовизуальными материалами, что существенно расширяет спектр каналов восприятия обучающимися учебной информации, способствуя появлению новаторских решений по построению современного учебного процесса.
Сегодня преподаватели - рационализаторы стали активно использовать подкасты как действенное средство формирования коммуникативных навыков, учащихся в рамках проведения различных дискуссий, интервью с экспертами, обсуждения практиконаправленных кейсов и, что интересно, как инструмент оценки уровня понимания материала [14,15,18]. Обозначенные функционал подкастинга позволяет говорить не только о повышении объема способов передачи информации, но и о способности его стимулировать развитие навыков анализа, синтеза и критического осмысления получаемых знаний, необходимых для развития профессиональных компетенций у обучающихся. Важно подчеркнуть, что данная методология всецело содействует медиаграмотности [9], поскольку обучающиеся приобретают не только навыки восприятия нового материала, но и анализировать его, оценивая источники, различные точки зрения и формируя собственное мнение о полученной информации.
Одной из ключевых характеристик подкастинга является его возможность адаптации учебного материала к индивидуальным потребностям аудитории. Известно, что в условиях массовости образовательных потоков традиционные методы зачастую не способны удовлетворять разнообразные индивидуальные учебные потребности каждого обучающегося, тогда, как подкасты, могут стать эффективным инструментом персонализации обучения. Исходя из отмеченного, преподаватели, используя различные инструменты цифровых технологий, могут создавать и реализовать в учебном процессе специализированные подкасты, ориентированные на конкретные группы обучающихся, адаптируя содержание под уровень подготовки, интересы и профиль подготовки обучающихся. Такой подход позволяет не только повысить эффективность усвоения материала, но и стимулировать мотивацию учащихся, поскольку они получают возможность учиться на основе материала, соответствующего их индивидуальным особенностям и образовательным потребностям. Более того, цифровая природа подкаста наделяет его таким свойством, как существование вне времени. Нахождение необходимой информации в онлайн формате в облаке или в офлайн – скаченном на цифровом устройстве позволяет прослушивать ее где угодно и когда угодно. Такая способность предоставляет обучающимся свободу выбора, контроль над своим образовательным процессом, что очевидно выступает важным фактором в условиях стремительно варьирующегося информационного пространства.
В современную эпоху широкой цифровизации подкастинг обрел новые возможности благодаря интеграции технологий искусственного интеллекта[1]. Применение современных систем, основанных на алгоритмах ИИ, позволяет автоматизировать множество процессов, связанных с созданием, редактированием и распространением аудиоконтента. Благодаря синтезу речи и машинному редактированию преподаватели имеют возможность создавать высококачественные подкасты даже при отсутствии специальных навыков и специализированного оборудования. Наличие специальных алгоритмов, способных анализировать качество звука, устранять шумы и оптимизировать аудиодорожку, значительно упрощает процесс подготовки учебных материалов, что позволяет педагогам сосредоточиться на содержательной части материала. Более того, благодаря системам ИИ доступно проведение анализа вовлеченности аудитории, сбора данных о прослушивании, его длительности, степени внимания и активности, обучающихся при работе с аудиоматериалами. Подобная аналитика становится весьма важным инструментом оперативного оценивания эффективности подачи материала, так как позволяет корректировать содержание подкастов и адаптировать образовательный процесс к потребностям обучающихся. Как отмечалось выше, использование ИИ также содействует возможностям создания интерактивных подкастов, из которых студенты могут получать мгновенную обратную связь в виде ответов на возникающие вопросы. Такие подходы продуктивно способствуют формированию цифрового динамичного образовательного пространства, где каждый участник процесса находит свое место и ощущая собственную значимасть, вовлекается в процесс познания.
Интеграция подкастинга с другими технологиями. Использование подкастинга в купе с технологиями расширенной реальности предоставляет еще одну грань возможностей для современной педагогики. Виртуальные ассистенты, чат-боты и платформы, объединяющие различные форматы подачи информации, создают мощные рычаги формирования цифрового многосенсорного образовательного пространства [16], где учебный аудиоконтент становится неотъемлемой компонентой комплексного обучения. Погружаясь в виртуальные миры, обучающиеся могут прослушивать подкасты одновременно взаимодействуя с визуальными элементами и участвовать в интерактивных сессиях, что бесспорно активно содействует более глубокому усвоению программы курса. Представленная методология не только расширяет границы традиционного образования, но и формирует у учащихся навыки работы с современными цифровыми технологиями, выступающие сегодня насущной необходимостью стремительного развивающегося информационного общества. Синергия различных технологических решений позволяет выстроить уникальную образовательную среду, где обучение становится максимально адаптивным, персонализированным и ориентированным на результат.
Заключение. Прогнозируя дальнейшие перспективы развития подкастинга в образовательном процессе, можно отметить, что его потенциал не ограничивается лишь текущими достижениями, но и продолжает расти благодаря непрерывным обновлением как области цифровых технологий в целом, так и на ниве использования искусственного интеллекта. Будущие разработки могут быть ориентированы на еще более глубокую персонализацию образовательного контента, базирующуюся на детальном анализе личностных поведенческих характеристик каждого студента, что позволит моделировать индивидуальные векторы обучения, максимально соответствующие личности каждого отдельного индивида. Применение технологий машинного обучения для преодоления трудностей в усвоении материала и адаптивной коррекции содержания подкастов также выступает важным шагом в эволюции образовательного процесса. Кроме того, взаимодействие подкастинга с новыми форматами мультимедийного контента, такими, например, как интерактивные видео и геймификация [3,7], открывает перспективы создания комплексных образовательных платформ, где различные виды медиа применяются в неразрывном единстве, обеспечивая всестороннее развитие учащихся. Такая интеграция способствует формированию новых дидактических норм с традиционными лекциями и семинарами, активно применяются более гибкие и адаптивные формы подачи информации, всецело отвечающие требованиям времени и вызовам современного мироустройства.
Рассматривая комплекс вопросов, связанных с применением подкастинга в образовательном процессе, нельзя не подчеркнуть особую роль междисциплинарного подхода, объединяющего актуальные достижения педагогики, цифровых технологий, психологии и лингводидактики. Современные исследования в области образования показывают, что использование соответствующего направлениям подготовки аудиоконтента способствует не только усвоению знаний, но и развитию творческого потенциала, способности к формированию умений вырабатывать собственное мнение, критическому осмыслению информации обучающегося. Следует учитывать, что подкастинг предоставляет собой уникальную возможность междисциплинарного взаимодействия, когда преподаватели из разных областей знаний могут обмениваться опытом, авторскими методиками и инновационными дидактическими подходами, и решениями, направленными на оптимизацию и повышение качества подготовки кадров. Такое сотрудничество способствует не только результативности и актуальности обучения, но и выстраиванию целостной системы в которой каждый элемент, будь то аудиоконтент, интерактивные задания, кейсовые технологии, становится частью единой образовательной парадигмы, способной адекватно отвечать на вызовы стремительно трансформирующегося мирового сообщества.
Подводя итог всему комплексу представленных обоснований, можно заключить, что подкастинг играет особую роль в ходе процесса обучения, выступая инновационным инструментом современной образовательной деятельности, способным выстраивать новые, более гибкие и адаптивные образовательные модели. Дидактические преимущества использования подкастинга, выражающиеся в возможности адаптировать учебный материал к запросам времени, повышать вовлеченность аудитории в процесс познания нового, формировать навыки активного восприятия информации, нашли свое отражение в современной образовательной практике, где традиционные методы обучения продуктивно расширяются многообразием интерактивных форматов.
Сегодня, внедрение технологий искусственного интеллекта и цифровых медиа, открывая возможности для автоматизации создания аудиоконтента, персонализации образовательного процесса и предметного анализа эффективности усвоения материала стало следующим этапом эволюции подкастинга. Современные системы, объединяющие подкасты с виртуальными ассистентами, чат-ботами и технологиями виртуальной реальности, создают уникальное цифровое многосенсорное образовательное пространство, способное удовлетворить потребности даже самых продвинутых обучающихся.
Таким образом, подкастинг сегодня предстает в виде многофункционального инструмента, способного объединить в себе элементы традиционного обучения и современные инновационные технологии, обеспечивая целостный, прогрессивный и адаптивный процесс образования.
Применение этой технологии не ограничивается передачей аудиоинформации, а включает в себя активное вовлечение обучающихся в учебную деятельность, способствуя развитию их аналитических и коммуникативных навыков, создавая предпосылки для непрерывного саморазвития, доступного во времени и пространстве. Перспективы развития подкастинга связаны с углубленной интеграцией технологий искусственного интеллекта, что позволит формировать новые знаковые среды, максимально приближенные к индивидуальным особенностям учащихся, способные оперативно реагировать на вызовы времени. В результате, подкастинг это неотъемлемая часть современной педагогической практики, действенный рычаг повышения качества подготовки современных специалистов, способных успешно действовать в реалиях стремительно меняющегося информационного общества.
1. Гриншкун, В. В Суворова, Т.Н. (2024) Особенности подготовки педагогов в условиях цифровой трансформации системы образования Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 22(1), С. 95–110 https://doi.org/1055959/LPEJ-24-05.
2. Лукинский И. С. Типология промышленных революций и их классификаций через призму инноваций в области технико-криминалистического обеспечения. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 4. С. 506.
3. Лукинский, И. С. Геймификация как инструмент адаптации обучающихся образовательных организаций системы МВД России к условиям профессиональной деятельности / И. С. Лукинский, А. А. Баулина // Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности : Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных трудов, Москва, 27 марта 2024 года. – Москва: Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2024. – С. 216–219.
4. Лукинский, И. С. Цифровая трансформация в российском образовании: оценка эффективности и качества автоматизированных комплексов образовательного процесса / И. С. Лукинский, И. А. Горшенева // Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики : Сборник статей по итогам Шестого Профессорского форума 14–16 ноября 2023 г. Том 1, Москва, 14–16 ноября 2023 года. – Москва: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2023. – С. 262.
5. Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2023 г. № 2894-р URL: https://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/ 407790373/
6. Соболева Е. В., Быкова С. С., Суворова Т. Н., Машарова Т. В. Исследование возможностей сервисов геймификации для развития эмоционального интеллекта педагога // Перспективы науки и образования. 2023. № 5 (65). С. 646–662. https://doi.org/10.32744/pse.2023.5.38.
7. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Министерством науки и высшего образования РФ 14 июля 2021 г.) URL: https://base.garant.ru/401486011/.
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» URL: https://www.garant.ru/products//
9. Dhamayanti, M. (2022). Utilize Podcasts as Literacy and Educational Media. In KOMUNIKA Jurnal Dakwah dan Komunikasi (Vol. 16, Issue 2, p. 129). State Institute on Islamic Studies Purwokerto. https://doi.org/10.24090/komunika.v16i1.6784.
10. Digital Education Action Plan (2021-2027) URL: https://education.ec.europa.eu/focus-topics/digital-education/action-plan
11. Errabo, D.D., Dela Rosa, A. and Gonzales, L.J.M. (2024), "Optimizing differentiated podcasts to promote students’ self-regulation and engagement, self-efficacy and performance in asynchronous learning", Journal of Research in Innovative Teaching & Learning, Vol. 17 No. 2, pp. 368-390. https://doi.org/10.1108/JRIT-02-2024-0039
12. How Many Podcasts Are There? (2025 Statistics & Growth) URL: https://www.demandsage.com/podcast-statistics/
13. Information and communication technology (ICT) in education URL: https://learningportal.iiep.unesco.org/en/issue-briefs/improve-learning/information-and-communication-technology-ict-in-education
14. König, L. (2020). Podcasts in higher education: Teacher enthusiasm increases students’ excitement, interest, enjoyment, and learning motivation. Educational Studies, 47(5), 627–630. https://doi.org/10.1080/03055698.2019.1706040
15. Perry, S. Podcasting as a form of assessment: increasing student motivation in academic English-speaking assessment. Lang Test Asia 14, 15 (2024). https://doi.org/10.1186/s40468-024-00288-y
16. Ponticorvo, M., Di Fuccio, R., Ferrara, F., Rega, A., & Miglino, O. (2018). Multisensory Educational Materials: Five Senses to Learn. Advances in Intelligent Systems and Computing, 45–52. https://doi.org/10.1007/978-3-319-98872-6_6
17. Punie, Y., editor(s), Redecker, C., European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu , EUR 28775 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-73718-3 (print),978-92-79-73494-6 (pdf), https://doi.org/10.2760/178382 (print), https://doi.org/10.2760/159770 (online), JRC107466.
18. Voss, E. (2021). Role of technology in learning-oriented assessment. / Gebril, A. (Ed.). (2021). Learning-Oriented Language Assessment: Putting Theory into Practice (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003014102.



