РОЛЬ АССЕРТИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИДЕРСКОГО Я МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается роль ассертивности в структуре лидерского Я младшего командного состава (на примере курсантских подразделений образовательной системы МВД России). Актуальность исследования вышеназванного феномена обусловлена спецификой управленческой деятельности младшего начальствующего состава (сержантов) в образовательной среде и условиями их назначения на должность. Учет личностных качеств и необходимых лидерских навыков, в частности, ассертивности является важным элементом эффективной управленческой деятельности младшего начальствующего состава. Целью статьи является раскрытие основных понятий изучаемого явления («ассертивность», «лидер», «лидерское Я»), определение специфики и функций управленческой деятельности младших командиров. В работе предлагается структурный анализ лидерского Я младшего командного состава; дается характеристика структурных компонентов; рассматриваются отечественные и зарубежные теории ассертивного поведения личности; выделяются принципы ассертивного поведения командиров и подчеркивается его роль в контексте лидерства и управления. Подробный анализ вышеизложенных вопросов позволяет детально подойти к рассмотрению роли ассертивности в контексте лидерства и лидерского Я младшего начальствующего состава и подчеркнуть функциональную значимость деятельности командиров курсантских подразделений. Лидерские качества младшего начальствующего состава, их умение эффективно давать распоряжения и выполнять поставленные задачи, взаимодействуя с личным составом, имеют принципиальное значение для благоприятного социально-психологического климата в курсантских подразделениях, а также способствует качественному достижению задач, стоящих перед каждым служебным коллективом.

Ключевые слова:
ассертивность, лидер, лидерское Я, управленческая деятельность, командир
Текст

Актуальность. Обучение в высших учебных заведениях системы МВД России отличается от гражданских образовательных учреждений своей спецификой. При поступлении курсанты одновременно поступают на службу в органы внутренних дел и принимают присягу. На протяжении всего обучения они совмещают учебную деятельность с выполнением служебных обязанностей, таких как несение службы в суточном наряде и охрана общественного порядка на различных массовых мероприятиях. Их деятельность определена приказами и соблюдением субординации. Для управления курсантскими подразделениями назначаются начальники курсов, их заместители и командиры взводов из числа офицерского состава университета, а также заместители командиров взводов и командиры отделений (младшие начальствующие составы-сержанты) из числа курсантов.

 Деятельность младшего начальствующего состава подразумевает под собой эффективное управление личным составом для достижения общих целей и выполнения поставленных задач от вышестоящего руководства. Эффективное руководство младших командиров напрямую связано с их личным авторитетом и лидерским статусом, поскольку именно они лежат в основе их права отдавать распоряжения и управлять группой. Поэтому актуальной является проблема лидерства среди младших командиров курсантских подразделений. В статье нам важно рассмотреть структуру лидерского Я младшего начальствующего состава и уделить особое внимание роли ассертивности в этой структуре.

Общие представления о лидерстве и лидерском Я командиров курсантских подразделений. В наши дни существует большое разнообразие определений лидерства, однако в своей работы мы будем рассматривать термин «лидерство», как «один из механизмов групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия» [4, с.1286].

В курсантских подразделениях роль лидера выполняет назначенный вышестоящим руководством командир (сержант), который как раз координирует действия группы для выполнения задач. В свою очередь, командир должен обладать необходимыми лидерскими навыками и чертами характера, так как лидер – это человек, обладающий таким набором личностных качеств, который помогает ему мотивировать людей для решения каких-либо задач и достижения целей. За командиром должны следовать из-за доверия к нему, а не из-за занимаемой им должности. Лидер способен управлять группой людей, в тех случаях, когда есть авторитет и уважение, когда его выбирают как лицо, способное отстоять интересы группы перед кем-либо, а не только действовать в соответствии с должностным регламентом. Эффективный лидер (командир) обладает не только множеством личностных качеств и представлений о себе, но и имеет представления о своем лидерском Я. Развитые лидерские способности будущих специалистов могут не только способствовать раскрытию их потенциала, творчеству и инновациям, но и оказать значимое влияние на субъективное психологическое благополучие в целом и на его отдельные компоненты [12].

Лидерское Я – это совокупность личностных представлений младшего командира о себе, как о лидере; одна из модальностей Я-концепции.

Функции управленческой деятельности младших командиров заключаются в организации личного состава и его служения (распределение нарядов, обеспечение соблюдения распорядка дня), выполнении поставленных задач, поддержании морально-психологического климата в коллективе, разрешении внутригрупповых конфликтов и защите интересов курсантов перед вышестоящим руководством. Сержантский состав является важным звеном в системе управления курсантскими подразделениями. Выполнение перечисленных функций, практически невозможно без лидерских компетенций и навыков межличностного взаимодействия. Для конкретизации личностных качеств лидера, рассмотрим структуру лидерского Я, в которой можно выделить как отдельные личностные черты, так и обобщенные компоненты. Рассмотрим их подробнее ниже.

Когнитивный компонент структуры лидерского Я включает в себя представления человека о себе. Это набор личностных характеристик, которыми обладает человек по его собственному мнению. Согласно социологическому опросу 2021 года 69,6% опрошенных считают, что лидер – это тот, кто обладает организаторскими способностями, целеустремленностью, энергичностью, ответственностью; 59,9% отмечают, что лидер ведет за собой, притягивает к себе людей. Третий по значимости вариант ответа (43,9%) - лидером является тот, кто быстро ориентируется в ситуации, способен найти выход из любой ситуации. Очень близким по значению (40,9%) оказался вариант, что лидер – это авторитетный человек, к чьему мнению прислушиваются, которому невольно подчиняются [6].

Следовательно, мы можем отметить, что к наиболее часто встречающимся чертам лидера можно отнести следующие характеристики: целеустремленность, ответственность, адаптивность, умение принимать решения, организаторские способности, авторитет.

Мотивационный компонент изучаемой структуры подразумевает под собой умение лидера вызывать интерес у группы к какой-либо теме или проблеме, в том числе самомотивирование для решения различного рода задач. Лидеру необходимо обладать способностью к саморазвитию, увлеченностью, активной жизненной позицией для успешной реализации своей деятельности.

Еще одним важным компонентом структуры лидерского Я является эмоциональный. Психика человека постоянно генерирует огромный спектр эмоций на различные обстоятельства его жизни, внутренние переживания и внешние факторы. Развитый эмоциональный интеллект позволяет лидеру осознавать, понимать и управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями других людей. Именно эмоциональность является ключом к построению эффективных команд, созданию доверительной атмосферы и достижению выдающихся результатов.

Регулятивный компонент данной структуры лидерского Я выражается в активности, инициативности, стрессоустойчивости, тактичности и ответственности управленческого лидера. Для него также характерно: самостоятельность в постановке целей, самообладание, самоконтроль, умение слышать других, благоразумие и умение влиять на других. Регулятивный компонент позволяет комплексно организовывать свою личную и профессиональную деятельности.

И, наконец, деятельностный компонент структуры лидерского Я. Деятельность лидера влияет на пути познания, восприятия проблемного вопроса группой, его эмоциональной реакцией, а также на волевое решение проблемы. К необходимым лидерских чертам в рамках данного компонента можно отнести: самоорганизацию деятельности, целеполагание, управленческий потенциал, планомерность, делегирование, справедливость и т.д.

На основе вышеизложенного можно сказать, что лидерство – это сложный феномен, требующий от человека не только видения и стратегического мышления, но и умения эффективно взаимодействовать с окружающими, мотивировать их и вести за собой. Однако среди множества качеств и навыков, необходимых для успешного лидера, стоит отметить еще одно – ассертивность, которое занимает особое место, являясь, по сути, неотъемлемым элементом эффективного лидерства, а, следовательно, и руководства.

Анализ научных исследований ассертивности в контексте лидерского Я. Согласно зарубежным исследованиям Р. Альберти и М. Эммонса, ассертивность – это внутренняя опора, позволяющая отстаивать свои границы, не зависеть от мнения других и жить в соответствии со своими ценностями [2]. Ассертивность также рассматривается как способ приспособления личности к жизни, наиболее приемлемым для нее способом, в том числе в конфликтных ситуациях (В. Каппони, Т. Новак, М. Дж. Смит). Дж. Вольпе расширил перечень личностных составляющих ассертивности, добавив внешние ее проявления: способность свободно выражать свои мысли и чувства; способность общаться с людьми на всех уровнях, сохраняя при этом самоуважение; активно ориентироваться и влиять на события собственной жизни; принимать ограничения и при этом проявлять активность [5].

В отечественной психологии (Н. Е. Водопьянова, И. В. Лебедева, В. А. Шамиева В. П. Шейнов) ассертивность рассматривается как один из признаков зрелости личности. Она проявляется в способности человека адаптировать свое поведение в трудных или конфликтных ситуациях в позитивную сторону, умении направить диалог в конструктивное русло и разрешать противоречия, не ущемляя при этом права других.

Ассертивность – это «способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других» [3, с.40]. Это умение говорить «нет», когда это необходимо, умение просить о помощи, когда это требуется, и умение отстаивать свою точку зрения, не прибегая к агрессии или пассивности. Ассертивность – это золотая середина между этими двумя крайностями, позволяющая эффективно взаимодействовать с окружающими и достигать поставленных целей.

Основные принципы ассертивной личности можно выразить в трех ключевых аспектах: быть честным (открыто и искренне выражать свои мысли, чувства, потребности), твердым (отстаивать свои границы) и дружелюбным (с уважением и пониманием относится к другим). Применение этих принципов в управленческой деятельности создает основу для формирования устойчивого и продуктивного коллектива.

В контексте лидерства, ассертивность проявляется в нескольких ключевых аспектах. Во-первых, ассертивный лидер способен четко и уверенно формулировать свои требования и ожидания, не оставляя места для недопонимания и манипуляций. Он умеет делегировать полномочия, не боясь потерять контроль, и при этом четко определяет рамки ответственности каждого сотрудника. Во-вторых, ассертивный лидер умеет эффективно разрешать конфликты, не избегая их и не прибегая к давлению. Он способен выслушать все стороны, найти компромисс и принять решение, которое учитывает интересы всех участников. В-третьих, ассертивный лидер умеет давать конструктивную обратную связь, не боясь критиковать и не стремясь угодить всем. Он способен честно и открыто говорить о проблемах, предлагая при этом решения и поддерживая сотрудников в их стремлении к росту.

В.П. Шейнов в своей работе отмечает такую функцию ассертивной личности как «создание оптимальных предпосылок для наиболее конструктивного подхода к межличностным отношениям, являясь при этом альтернативой таким распространенным деструктивным способам поведения, как манипуляции и агрессии» [13, с.148].

В структуре лидерского Я младшего командного состава ассертивность проявляется через способность вести себя уверенно, но не конфликтно, с учётом интересов других людей.  Это выражается в умении изменить своё поведение в сложных или конфликтных ситуациях в позитивном направлении, повернуть диалог в конструктивное русло, решить противоречие без ущемления чьих-либо прав. Ассертивность, в данном контексте, становится не просто желательной характеристикой, а необходимой составляющей успешного и гармоничного управленца.

В деятельности курсантов образовательной среды МВД России есть определенная специфика – быстрые изменения условий выполнения задач, совмещение учебной и служебной деятельности ежедневно на протяжении всего периода обучения, а также соблюдение нормативной базы и субординации, что подчеркивает роль ассертивного поведения, особенно для лидеров курсантских подразделений. В условиях неопределенности и постоянной борьбы за ресурсы, ассертивный лидер способен принимать сложные решения, отстаивать интересы своей группы и сохранять уверенность в своих силах. Он не боится идти на риск, не избегает ответственности и всегда готов к новым вызовам.

Так, младшие командиры находят себя на переднем крае взаимодействия с подчинёнными, выступая связующим звеном между высшим руководством и рядовыми членами группы. Их задачи обширны и многогранны, но в центре управленческой деятельности младших командиров лежат такие аспекты, как коммуникация, мотивация, принятие решений и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Перечисленные аспекты схожи с компонентами структуры лидерского Я младшего командного состава. Следовательно, мы можем отметить важную роль ассертивности в данной структуре.

Ассертивное поведение лидера включает в себя развитые навыки коммуникации, что позволяют выстраивать бесконфликтное межличностное взаимодействие. Ассертивное общение позволяет младшим командирам не только ясно и понятно доносить информацию, но и активно слушать своих подчинённых, учитывая их мнение и потребности. Честное и открытое взаимодействие способствует созданию доверительной атмосферы, в которой члены группы чувствуют себя ценными и важными. Это особенно актуально в условиях стресса и неопределенности, когда доверие между командиром и подчинёнными становится залогом успешного выполнения задач.

Кроме того, ассертивное поведение подразумевает уверенность в себе и способность принимать обоснованные решения, что, в свою очередь, определяет эффективность управленца. В условиях ограниченного времени и ресурсов младшие командиры сталкиваются с необходимостью быстро анализировать ситуацию и выбирать наилучший путь действий. Уверенность в своих силах позволяет им отстаивать свои решения и убеждения, создавая тем самым образ сильного лидера, на которого можно положиться.

Не менее важным аспектом управленческой деятельности младших командиров является мотивация подчинённых и дружелюбное отношение к другим. Успешные руководители понимают, что работа не должна сводиться только к выполнению задач. Они стремятся создать такую атмосферу в коллективе, которая будет вдохновлять и стимулировать личный состав. Понимание индивидуальных потребностей и мотиваций каждого члена группы позволяет сержантскому составу применять различные подходы и методы для достижения общих целей. Так, ассертивное поведение лидера, в мотивационном контексте, может включать обратную связь, признание достижений и создание возможностей для профессионального роста.

Выводы.  Структура лидерского я младшего командного состава включает в себя 5 основных компонентов: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный и деятельностный.  Анализ научной литературы позволяет нам с уверенностью говорить, что ассертивность играет важную роль в данной структуре и подчеркивает, что это не просто полезное качество для младшего командного состава, а необходимое условие его успешной управленческой деятельности. Лидер, ставший младшим командиром и обладающий ассертивностью, способен создать эффективную команду, вдохновлять подчиненных на достижение высоких результатов и уверенно вести их к успеху. Без ассертивности лидерство теряет свою силу и превращается в формальное управление, не способное принести ощутимых результатов и завоевать доверие и уважение группы. Ассертивное поведение младших командиров способствует благоприятному социально-психологическому климату в курсантских подразделениях, адекватному взаимодействию членов группы в межличностном общении, качественному выполнению поставленных задач и эффективному управлению личным составом.

Список литературы

1. Агапов, В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. – 2012. – №3(43). – С.26-31.

2. Альберти, Р. Твое абсолютное право. Ассертивность и равенство в вашей жизни и отношениях / Р. Альберти, М. Эммонс. – СПб.: Будущее Земли, 2009. – 384 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, - 2009. - 811 с.

4. Большая советская энциклопедия / под ред. Б.А. Введенского Т.25, М.: Советская энциклопедия, 1973.

5. Вольпе, Дж. Анализ индивидуальной динамики при лечении депрессии / Дж. Вольпе // Эволюция психотерапии: в 4 т. Т. 2, вып. 43. - М.: Класс. - 1998. - 416 с.

6. Губанова, А. В. Интерпретация результатов исследования характеристик эффективного лидерства в современных российских организациях / А. В. Губанова, О. К. Минева // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Т. 9, № 2. – С. 421-438.

7. Евтихов, О.В. Компоненты лидерского потенциала организационного лидера / О.В. Евтихов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - №6. – С.274-276.

8. Евтихов, О.В. Тренинг лидерства: Монография / О.В. Евтихов — СПб.: Речь, 2007. — 256 с.

9. Каппони, В. Как делать все по-своему или ассертивность – в жизнь / В. Каппони, Т. Новак. - СПб.: Питер, 1995. – 188 с.

10. Лебедева, И. В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности / В. И. Лебедева // Вестник Бурятского университета. - 2010. – № 5. – С. 127 – 132.

11. Саунин, Е.В. Ассертивность в структуре профессиональной деятельности сотрудников ОВД / Е.В. Саунин // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2019. - №2. - С.100-107.

12. Софьина В. Н., Мирошников Э. П., Расторгуева П. А., Лебедева М. Е. Лидерские способности и субъективное благополучие студентов и курсантов в период ранней взрослости / В. Н. Софьина, Э. П. Мирошников, П. А. Расторгуева, М. Е. Лебедева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 399-414. – DOIhttps://doi.org/10.35231/18186653_2024_4_399. – EDN WPKHUT.

13. Шейнов, В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности / В.П. Шейнов // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 107—116.

14. Шейнов, В.П. Детерминанты ассертивного поведения / В.П. Шейнов // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - № 3. - С. 28—37.

15. Shejnov V.P. Determinanty` assertivnogo povedeniya [Determinants of assertive behavior] // Psixologicheskij zhurnal. - 2015. - T. 36. - № 3. - pp. 28—37.(in Russian)

Рецензии
1. РОЛЬ АССЕРТИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИДЕРСКОГО Я МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА Авторы: Бурцев Антон Олегович


Войти или Создать
* Забыли пароль?