ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ LEAN-ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена фундаментальным характеристикам lean-цепочки поставок. Lean-технологии не ограничиваются цехом, предприятием или производственным комплексом. Наиболее полный эффект от применения бережливых технологий можно получить при распространении их на всю цепочку поставок. Достоинства lean-цепочек поставок заключаются, прежде всего, в их возможностях быстрее реагировать на запросы покупателей по сравнению с традиционными цепочками поставок. Сниженные затраты наряду с улучшенным сервисом, позволят всем участникам бережливой цепочки поставки и получить значительное конкурентное преимущество на глобальном рынке.

Ключевые слова:
Lean, Lean-цепочка поставок, бережливая цепочка поставок, участник lean-цепочки поставок
Текст

За последние 50 лет наиболее значительным подходом в сфере операционного менеджмента и управления цепочкой поставок по праву можно считать lean-технологии или бережливое производство.

Излишние операции и избыточные запасы являются теми областями, в которых, по сути, нет надобности, и которые следует устранять или улучшать в процессе освоения lean-технологий. Бережливое производство может быть хорошим инструментом для внедрения стратегий «зеленого» производства и предоставления сервисных услуг.

Например, в сфере авиаперелетов возможности применения lean-технологий обширны, так как услуга авиаперевозки на 50–80% состоит из операций, которые не имеют никакой добавленной стоимости с точки зрения потребителя: дорога в аэропорт, парковка, дорога до терминала, регистрация на рейс, досмотр, таможенные формальности, дорога к выходу на посадку, ожидание посадки, дорога к самолету, рулежка самолета по взлетно-посадочной полосе и другие. При наиболее строгом рассмотрении ценность для потребителя представляет только единственная операция, которая занимает в лучшем случае до 30% полного времени оказания авиауслуги — это время непосредственного полета, то есть время, которое самолет физически находился в воздухе. В похожей ситуации находятся практически все секторы сферы услуг.

В основу lean-технологий легла концепция «точно в срок» (JIT/Just-In-Time), которую впервые применила и развила компания Тойота. Под руководством Таити Оно в 70-х гг. XX в. японские машины превзошли по качеству американские. При этом японский производитель смог предложить невиданное ранее время выполнения заказа на автомобиль.

Список литературы

1. Suzaki K. (1987). The New Manufacturing Challenge: Technigues for Continuous Improvement, New York: Free Press, p. 10

2. Womack J.P., Jones D.T. 1996. Lean Thinking: Banish waste and create wealth in y our corporation. Simon & Schuster, New York.

3. Rother M., Shook J. (1999). Learning To See. Value Stream Mapping To Create Value And Eliminate Muda, The Lean Enterprise Institute, Massachusetts, USA.

4. Gross J.M., McInnis K.R. (2003). Kanban Made Simple: Demystifying and Applying Toyota’s Legendary Manufacturing Process. New York: Amacom.

5. Taiichi Ono (1988). Toyota Production System: Beyond Large-Scale Production. Productivity Press.

Войти или Создать
* Забыли пароль?