О роли поликультурного образования в развитии мотивационно-познавательной сферы студентов
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены некоторые психологические аспекты образования и условия реализации творческого потенциала личности студента в учебной деятельности.

Ключевые слова:
мотивы, мотивация, инвестирование, эмпатия, системно-деятельностное направление, содействие.
Текст

Человечество вступило в стадию новой социально-природной целостности, которая характеризуется разнообразием социокультурных форм и усиливающейся взаимозависимостью мира, тенденциями формирования единого мирового пространства с одновременным сохранением традиционных сообществ. При таких условиях общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в современных условиях, обладающей развитым эмпатическим чувством, умением жить в согласии с людьми разных национальностей, верований, убеждений. Реальная действительность такова: на территории России проживает более 120 народов. Понять и осмыслить роль поликультурного образования в становлении личности помогают идеи Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева,К.Д. Ушинского о взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании и обучении личности. Например, П.Ф. Каптерев к особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с ним — к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. Ученый призывал развивать у обучающихся чувство принадлежности ко всему человечеству. 

П.Ф. Каптерев писал: «Сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ — единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному» [3, с. 421]. Он считал, что в воспитании «…нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценности чужими пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» [3, с. 56–67].

Список литературы

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

3. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

4. Кутеева В.П. Современные технологии организации деятельности преподавателя в студенческой группе / В.П. Кутеева, Р.С. Рабаданова, Г.Н. Юлина. URL: http://fcoit.ru/internet_conference/innovatsionnye_tekhnologii_vospitaniya/sovremennye_tekhnologii_organizatsii_deyatelnosti_prepodavatelya_v_studencheskoy_gruppe_v_p_kuteeva_.php/

5. Кутеева В.П. Студентоцентрированность в образовательном процессе вуза / В.П. Кутеева, Р.С. Рабаданова, Г.Н. Юлина // Модернизация профессионального образования как стратегический ресурс развития инновационной экономики регионов Поволжья: Материалы Межрегиональной науч.-практ. конференции Приволжского федерального округа / Министерство образования Пензенской области, Пензенский институт технологий и бизнеса ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского». Пенза, 2011. С. 48-66.

6. Ромашина С.Я., Майер А.А. Фасилитативная педагогика. Барнаул: Азбука, 2011. С. 56.

Войти или Создать
* Забыли пароль?