В статье раскрываются черты психологической культуры педагога, система ценностей, которая ее составляет. Характеризуются такие ценности, как Человек, Контакт, Опыт, Развитие. Описываются особенности поведения педагога в разных ситуациях общения: с обучающимися, коллегами, родителями учащихся, оцениваются разные позиции педагога и ответные реакции собеседников на них.
психологическая культура педагога, развитие, общение, образовательная среда, система ценностей: Человек — Контакт — Опыт — Развитие, психологическое заражение.
Проблема психологической культуры педагога — не просто современная и актуальная, она «больная» и острая. Не секрет, что педагогу любой образовательной организации особое внимание уделяют все участники образовательного процесса: ему доверяют родители, его контролирует администрация, оценивают обучающиеся, к нему обращаются за советом и помощью, а в случае различных неприятных ситуаций часто видят в нем главного виновника их возникновения. Отношение к педагогу во многом зависит от того, какова его психологическая культура, как он может разрешать различные педагогические коллизии, учитывая особенности их участников, как умеет строить общение, чтобы найти правильный выход из непростой ситуации.
Учитывая сложность проблемы взаимодействия педагога с детьми, родителями, коллегами, редакция обратилась к известному специалисту в области психологической культуры педагога М.И. Кряхтунову с просьбой обсудить эту проблему на страницах нашего журнала. Уверены, что советы ученого будут с благодарностью приняты читателями.
От редакции
1. Бубер М. Два образа веры / пер. с нем. - М.: Республика, 1995.
2. Дёмина Л.Д., Лужбина Н.А., Ральникова И.А. О психологической культуре педагога-профессионала / под ред. Ю.В. Сенько, Г.А. Спицкой // Педагогическое образование в современном классическом университете России: сб. материалов летней педагогической школы Алтайского государственного университета. - Барнаул: АлтГУ, 2003.
3. Дубровина И.В. Психологическое образование в контексте гуманитаризации высшей школы // Гуманизация образования. 2005. № 1.
4. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников // Педагогическое образование в современном классическом университете России: сб. материалов летней педагогической школы Алтайского государственного университета. - Барнаул: АлтГУ, 1999.
5. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя / под ред. В.А. Сластёнина. - М.; Курск: Изд-во КГУ, 2000.
6. Мотков О.И. Психология самопознания личности: практическое пособие. - М.: Институт развития личности, 1993.
7. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии / пер. с англ. - СПб.: Петербург-ХХI век, 1995.
8. Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: дис.... д-ра психол. наук. - СПб., 2004.
9. Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой. - М.: Просвещение, 2004.
10. Хайдеггер М. Время и бытие / пер. с нем. - М.: Республика, 1993.