студент с 01.01.2024 по настоящее время
Челябинск, Челябинская область, Россия
УДК 338.001.36 Экономические сравнения, сопоставления
Цель исследования: разработка и апробация новой методики оценки уровня конкурентоспособности российских банков на базе модифицированного метода анализа иерархий. Предметная область исследования – конкурентоспособность российских банков. Методология исследования: предложена новая методика оценки уровня конкурентоспособности российских банков при помощи модифицированного метода анализа иерархий с использованием специального алгоритма. Модификация заключается в существенном изменении математического аппарата традиционного метода анализа иерархий Т. Саати. Эксперты исключаются из исследования, а оценки в матрицы парных сравнений попадают после вычисления по новой формуле на базе объективных численных данных по показателям конкурентоспособности банков. Предложены новые критерии и показатели оценки конкурентоспособности банков в единой иерархии. Оригинальность и значимость результатов: сделан обзор теории и практики конкурентоспособности в научной электронной библиотеке (elibrary.ru) за более чем 15 последних лет, отличающийся широтой и глубиной анализа. Методика полностью объективна и исключает человеческий фактор, использован уникальный математический аппарат, апробация которого заявлена в науке впервые. Основные результаты исследования: при помощи новой методики выполнена оценка уровня конкурентоспособности для выявления конкурентных позиций и слабых сторон некоторых российских банков для АО Альфа-Банк. Полученные результаты исследования помогут руководству АО Альфа-Банк разработать решения для повышения уровня конкурентоспособности на рынке России в банковском секторе. В качестве основной или дополняющей методика будет полезна коммерческим банкам, рейтинговым и консалтинговым агентствам, действующих в банковской сфере, юридическим и иным лицам, решающих проблему выбора эффективного банка для сотрудничества по критериям и показателям конкурентоспособности. У методики есть потенциал расширения масштаба исследования оценки уровня конкурентоспособности любого количества коммерческих банков в России и за рубежом.
конкурентоспособность, банк, конкурентоспособность банков, метод анализа иерархий, анализ иерархий.
1. Абаева Н.П., Хасанова Л.Т. Оценка конкурентоспособности банковских услуг методом анализа иерархий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2011. – 28(70). – С. 11–16.
2. Андрианова Д.А., Слатвицкая И.И. Проблемы оценки конкурентоспособности коммерческого банка в современных условиях // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – 78(4). – С. 28–30.
3. Беляева Е.В. Анализ современных методов оценки конкурентоспособности предприятия // Сборник научных работ серии "Финансы, учет, аудит". – 2023. – 1(29). – С. 27–42.
4. Васильчикова Е.В., Потехин И.А. Разработка имитационной модели оценки конкурентоспособности девелопера // Высокие технологии в строительном комплексе. – 2018. – 2. – С. 7–13.
5. Веселов В.О., Комарова С.Л., Штунь У.С. Оценка конкурентоспособности продукции методом анализа иерархий и методом бенчмаркинга // Эпомен: экономические науки. – 2022. – 1. – С. 267–277.
6. Гоношилина Т.С., Жегера К.В. Оценка конкурентоспособности предприятия АО "Визит" методом КУБОКАЧУС // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2022. – 6(43). – С. 53–58.
7. Девяткова А.Н., Ларинина Т.И., Башарин И.И. Методологические аспекты оценки конкурентоспособности инновационной продукции // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – 5. – С. 897–902.
8. Ештокин С.В. Оценка конкурентоспособности банка в цифровой экономике: количественный и качественный подходы // Beneficium. – 2021. – 1(38). – С. 16–27.
9. Ивахник Д.Е. Развитие подходов к оценке цифровой конкурентоспособности предприятия // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2022. – 4(36). – С. 31–40.
10. Казанцева П.И., Шевцова Н.В. Анализ основных методик оценки конкурентоспособности предприятия // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2021. – 2(22). – С. 8–17.
11. Костикова А.В., Кузнецов С.Ю., Терелянский П.В. Применение теории нечетких множеств в задаче оценки конкурентоспособности продукции // E-Management. – 2023. – 6(2). – С. 37–48.
12. Латыпова Р.З. Оценка конкурентоспособности коммерческих банков // Инновационная наука. – 2017. – 1(3). – С. 179–181.
13. Лебедева О.В., Третьякова В.А. Методики оценки конкурентоспособности предприятия // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – 36. – С. 2077–2089.
14. Логанина В.И., Куимова Е.И., Учаева Т.В. Применение метода нечеткого отношения предпочтения при оценке конкурентоспособности известковой сухой строительной смеси // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2015. – 1. – С. 36–40.
15. Манакова В.Ю., Ширганов Р.В., Шарапов Ю.В. Сущность конкурентоспособности и методы оценки конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – 6. – С. 290–295.
16. Мартынова Ю.А. Методы машинного обучения при оценке конкурентоспособности предприятия // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – 10(1). – С. 549–562.
17. Медведев И.П. Разработка методики оценки конкурентоспособности предприятия с помощью финансовых индикаторов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – 1(3/135). – С. 169–178.
18. Назекова М.Т., Эркимбек, У.Э. Конкурентоспособность коммерческих банков Кыргызской Республики // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университетинин кабарлары. – 2023. – 2(59). – С. 20–24.
19. Оразбек Е. Классификация методов оценки конкурентоспособности // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – 31. – С. 904–913.
20. Пустыльник П.Н., Дузенко О.С. Оценка конкурентоспособности малого полиграфического предприятия на основе метода анализа иерархий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2010. – 2(96). – С. 189–194.
21. Саати Т.Л. Об измерении неосязаемого: подход к относительным измерениям на основе главного собственного вектора матрицы парных сравнений // Cloud of Science. – 2015. – 2(1). – С. 5–39.
22. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 1993. – 278 с.
23. Терелянский П.В., Кременов С.И. Реализация метода анализа иерархий для оценки конкурентоспособности компьютерных фирм // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2008. – 2(13). – С. 35–43.
24. Толоконникова К.А. Конкуренция и конкурентоспособность на рынке банковских услуг в условиях цифровизации // Эпомен. – 2021. – 54. – С. 71–79.
25. Харисова Р.Р., Литвин И.Ю., Акмалов Р.Р. Оценка конкурентоспособности региональных инновационных продуктов на основе метода анализа иерархий // Современная конкуренция. – 2017. – 11(3/63). – С. 17–24.
26. Хромова Я.А. Методы оценки конкурентоспособности банковских продуктов и услуг // Общество и цивилизация. – 2024. – 6(1). – С. 99–102.
27. Шагеев Д.А. Модификация МАИ для повышения точности измерений в методике выбора эффективных проектов и других областях науки // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2020. – 14(1). – С. 93–115.
28. Шагеев Д.А. Поиск эталона измерений в модификациях МАИ первого поколения для методики выбора эффективных проектов и других областей науки // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2022. – 84(1/91). – С. 388–409.
29. Эзрох Ю.С. Конкурентоспособность коммерческого банка: затратный подход к оценке // Экономическая наука современной России. – 2014. – 2(65). – С. 77–91.
30. Saaty T.L., Vargas L.G. Experiments on rank preservation and reversal in relative measurement // Mathematical and Computer Modelling. – 1993. – 17(4/5). – 13–18 pp.
31. Saaty T.L. The analytic hierarchy process. – N.-Y.: McGraw Hill. – 1980. – 287 p.



