Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье дан методологический анализ ряда приоритетных направлений исследования влияния цифровой трансформации на образование. Прогнозируется продуктивность отдельных технологических решений и их внедрение в учебный процесс для обеспечения устойчивого функционирования образовательных стандартов в условиях цифровизации, что имеет значительную практическую ценность для педагогов, методистов и администраторов образования. Среди проблем, связанных с пристальным вниманием исследователей, в последние годы обозначены аспекты влияния цифровизации образования на содержание компонентов профессионально-педагогической деятельности учителя. Отмечается, что содержание компонентов профессионально-педагогической деятельности должно отражать уровень готовности учителя к работе в цифровой среде, а его подготовка обеспечивать формирование компетенций, необходимых для проектирования и реализации информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС). В этом аспекте модель профессионального развития и цифровой компетентности современного учителя должно включать четыре взаимосвязанных уровня: 1) технический уровень – владение базовыми цифровыми инструментами и технологиями; 2) методический уровень – способность эффективно интегрировать цифровые технологии в учебный процесс; 3) исследовательский уровень способность анализировать данные цифрового обучения и использовать их для совершенствования образовательного процесса; 4) креативный уровень – умение разрабатывать собственный цифровой образовательный контент как компонент ИКОС. Такая модель отражает сложность и многогранность профессиональной подготовки педагогов в условиях цифровой трансформации и согласуется с моделью функционирования методической системы обеспечения ФГОС. Исследование может быть полезно и интересно преподавателям вузов и школ, которые увлекаются исследованием проблем цифровой трансформации социума, а также всем, кто интересуется проблемами образования, методики предметного обучения, формирования стратегий модернизации образовательных процессов, повышения эффективности и качества образования.
цифровая трансформация образования, методическое обеспечение, прогнозирование образовательных моделей, технологизация обучения, инструментализация педагогических методик, опережающее обучение
1. Агранович М. Л. Государственная политика в области цифровизации образования // Вопросы образования. – № 1, 2023. – С. 8–25.
2. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. – 2010. – №4. – С. 4–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 14.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/NTCZYV
3. Болотов В. А., Вальдман И. А., Ковалева Г. С., Пинская М. А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-sistema-otsenki-kachestva-obrazovaniya-glavnye-uroki (дата обращения: 13.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/RVWFHH
4. Кузнецов А. А. Реализация требований нового ФГОС в практике школьного образования // Информатика и образование. – 2014. – № 5 (254). – С. 3–16. EDN: https://elibrary.ru/QJSXLM
5. Кузнецов А. А., Монахов В. М., Абдуразаков М. М. Дидактические практикумы – инновационная форма распространения авторских педагогических технологий // Информатика и образование. –2016. – № 7 (276). – С. 3–11. EDN: https://elibrary.ru/WMCHGF
6. Кузнецов А. А., Монахов В. М., Абдуразаков М. М. Какой должна быть программа курса «Теория и методика обучения информатике». // Информатика и образование. – 2016. – № 8 (277). – С. 3–13. EDN: https://elibrary.ru/XBOLPZ
7. Кузнецов А. А., Монахов В. М., Абдуразаков М. М. Современная и будущая профессиональная деятельность учителя информатики. // Информатика и образование. – 2016. – № 5 (274). – С. 3–12. EDN: https://elibrary.ru/WIMIQD
8. Монахов В. М. Дидактическая переналадка методической системы вуза при переходе на стандарты третьего поколения // Известия ВГПУ. – 2012. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-perenaladka-metodicheskoy-sistemy-vuza-pri-perehode-na-standarty-tretiego-pokoleniya (дата обращения: 12.06.2025).
9. Монахов В. М. Каким должно быть методическое обеспечение нормального функционирования образовательных стандартов нового поколения? // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2015. – № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakim-dolzhno-byt-metodicheskoe-obespechenie-normalnogo-funktsionirovaniya-obrazovatelnyh-standartov-novogo-pokoleniya (дата обращения: 12.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/VBPXUT
10. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Буйначева А. В. Актуальные проблемы цифровой трансформации среднего образования // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 4. – С. 109–166. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-4-109-166. EDN: https://elibrary.ru/WRVKTY
11. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 21.02.2025) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ (дата обращения: 12.06.2025).
12. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 (ред. от 08.01.2018) «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений». [Электронный ресурс] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150567/9be1f7d873cfcc0bcfa992f4e6005351c9041090/ (дата обращения: 12.06.2025).
13. Уваров, А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования. Текст: электронный // Исследователь/Researcher. – 2019. – № 1–2. – С. 22–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya (дата обращения: 13.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/GTOGGY
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 568 (в ред. приказа от 22 января 2024 г. № 31). https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=475873 (дата обращения: 12.06.2025).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. от 27.12.2023 № 1028) https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=477383#h417 (дата обращения: 12.06.2025).
16. Abdurazakov M. M., Aziyev R. A.-S., Muhidinov M. G. The Principles of Constructing a Methodical System for Teaching Computer Science in General Educational SchooL. Espacios. 2017. Т. 38. № 40. С. 2. EDN: https://elibrary.ru/XNUTBL
17. Abdurazakov, M. M., Litvinova, T. N., Parshutina, L. A., Tokmazov, G. V. (2025). Sources of the Content of Modern Education and Their Digital Presentation. In: Lapina, M., Prakasha, G. S., Grigoriev, S. (eds) International Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research. SLET 2022. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 1222. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-78776-8_39
18. Bates, A. W. (2019). Teaching in a Digital Age – Second Edition. Vancouver, B. C.: Tony Bates Associates Ltd. Retrieved from https://pressbooks.bccampus.ca/teachinginadigitalagev2/
19. Siemens, G. Digital Education and the Future of Learning // Journal of Online Learning Research. 2017. Vol. 3, № 2. P. 45–60.



