В статье обосновывается необходимость внедрения в образовательный процесс студентов-физиков инженерно-технических специальностей, завершивших двухгодичную обязательную программу обучения по английскому языку, дистанционного электронного курса Academic skills. Этот курс способствует дальнейшему формированию их коммуникативной компетенции и предполагает развитие навыков и умений иноязычного информативного чтения. Данный вид чтения позволит студентам-физикам более плодотворно осваивать технические тексты общего и специализированного характера, необходимые для их научной и профессиональной деятельности. Одной из самых востребованных форм дистанционного обучения автор считает сетевую, которая удачно вписывается в единую информационную образовательную среду современного вуза. Именно она оказалась востребованной в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) и была успешно реализована в рамках системы ИНФОМИФИСТ, разработанной на основе Moodle и имеющей в настоящее время солидную методическую, дидактическую и техническую поддержку. Анонсируемый электронный курс Academic skills предполагается встроить в сложившееся уникальное образовательное пространство Сетевого университета НИЯУ МИФИ.
дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, сетевая форма обучения, студенты-физики, иноязычное информативное чтение.
Сегодня никто не станет отрицать, что в российской образовательной среде происходит интенсивное формирование единого информационного пространства. Образование становится способом и инструментом информационного обмена, который предполагает не только усвоение и передачу знаний, но и генерирование информации. Естественно, что новые реалии требуют применения новых методов и методик обучения, новых подходов к традиционным моделям образования и освоения инновационных технологий, в первую очередь — информационно-коммуникационных (ИКТ). Их внедрение в образовательный процесс открывает перед студентами грандиозные перспективы, поскольку, во-первых, обеспечивает свободный доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, во-вторых, способствует непрерывности образования, в том числе и профессионального.
В этой ситуации особенно актуальным становится дистанционное обучение, которое, согласно концептуальным основам создания и развития единой системы дистанционного образования в России, рассматривается как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерные сети передачи данных и т.д.) [9]. Применение дистанционных образовательных технологий является одним из важнейших требований современного образовательного процесса, что законодательно зафиксировано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1. Берман И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковом вузе [Текст] / И.М. Берман. М.: Высшая школа, 1970. - 230 с.
2. Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку [Текст]: автореф. дисс. … д-ра пед. наук / А.Н. Богомолов. - М., 2008. - 43 с.
3. Весна Е.Б. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ [Текст] / Е.Б. Весна, А.И. Гусева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 1-16.
4. Гусева А.И. Методические материалы к созданию электронных образовательных ресурсов на факультете «У» [Текст] / А.И. Гусева. - М.: Изд-во НИЯУ МИФИ, 2014. - 50 с.
5. Гусева А.И. Развитие методологии SCORM для создания информационно-образовательных ресурсов [Текст] / А.И. Гусева, А.В. Иванов, В.С. Киреев, И.М. Кожин, А.С. Цыплаков // Информационно-измерительные и управляющие системы. - 2012. - № 8. - Т. 10. - С. 44-48.
6. Гусева А.И. Модели и методы определения результативности использования интерактивных электронных учебных элементов в учебном процессе [Текст] / А.И. Гусева, В.С. Киреев // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Информатизация образования. - 2012. - № 1. - С. 94-104.
7. Гусева А.И. Опыт использования информационных технологий в области инженерной экономики в НИЯУ МИФИ [Текст] / А.И. Гусева, А.В. Путилов // Материалы Междунар. конф. ИИТО-2014 «Новые вызовы для педагогики и качества образования: массовые открытые онлайн-курсы, облачные сервисы, мобильные технологии». 14-15 октября 2014 г. - URL: http://conference2014.iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2014/11/Guseva-Putilov.pdf (дата обращения: 18.12.2015).
8. Карасев В.А. Автоматизированная система обеспечения практикума по высшей математике [Текст] / В.А. Карасев, В.В. Карасева // Вестник Московского городского педагогического университета. - Серия: Информатика и информатизация образования. - 2012. - № 1. - С. 94-99.
9. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Электронный ресурс]: Постановление ГК РФ по ВО от 31.05.95 № 6. - URL: http://de.unicor.ru/science/groundwork/concept.html (дата обращения: 18.12.2015).
10. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4-5. - С. 35-38.
11. Обдалова О.А. Психологико-педагогические особенности обучения профессионально ориентированному информативному чтению в электронной среде [Текст] / О.А. Обдалова // Язык и культура. Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 126-133.
12. Серова Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально ориентированному иноязычному чтению в вузе [Текст] / Т.С. Серова. - Свердловск: Урал. ун-т, 1988. - 229 c.
13. Сугак Д.Б. Веб-сайт кафедры в структуре единой информационной образовательной среды [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Д.Б. Сугак. - СПб., 2012. - 22 с.
14. Ямских Т.Н. Методика дистанционного обучения иноязычному информативному чтению (английский язык, неязыковой вуз) [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук /Т.Н. Ямских. - Красноярск, 2004. - 210 с.