НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И НАСТАВНИЧЕСТВО В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОСПРИЯТИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается трансформация принципов научного менеджмента (тейлоризма) в контексте современных требований к управлению исследовательской деятельностью в академической среде. Методологическая база исследования сочетает ретроспективный анализ эволюции концепций научного менеджмента с эмпирическим исследованием среди студентов, преподавателей и научных сотрудников ведущих вузов и НИИ Санкт-Петербурга. Установлено, что в 79,6% научных организаций преобладают системы управления, ориентированные на краткосрочные показатели эффективности (KPI), а стратегическое планирование развито слабо (лишь 20% организаций). Особый интерес представляют выявленные различия в восприятии системы научного менеджмента: от высокой заинтересованности среди студентов до выраженного сопротивления со стороны опытных исследователей. Полученные данные подчеркивают важность модернизации системы научного администрирования посредством образовательных программ и экспериментального внедрения, а также необходимость изучения причин негативного восприятия нововведений для разработки гибких подходов. Практическая значимость исследования заключается в разработке механизмов совершенствования управления научной деятельностью, создании адаптивных моделей распределения ресурсов и обосновании ключевой роли системы наставничества.

Ключевые слова:
научный менеджмент, тейлоризм, управление исследованиями, научное наставничество, академическая среда, эффективность научной деятельности
Список литературы

1. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор, перевод с английского А.И. Зак. М.: Контролинг: Издательство Стандартов, 1991. – 104 с.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. -М.: Дело, 2000. –704 с.;

3. Костенко Е.П. История менеджмента : учебное пособие / Е.П. Костенко, Е.В. Михалкина. Южный федеральный университет. – Ростов-наДону: Издательство Южного федерального университета, 2014, – 606 с. EDN: https://elibrary.ru/UTSIDV

4. Серкин В.В. История возникновения метода научного управления и причины его популярности / В. В. Серкин // Вестник науки. – 2023. № 5 (62). – С. 101–105; EDN: https://elibrary.ru/WTZJAR

5. Российский союз ректоров. Какие механизмы управления научной деятельностью чаще всего используют вузы и НИИ// ./[Электронный ресурс]/ URL: https://rsr-online.ru/news/2023/10/30/kakie-mehanizmy-upravleniya-nauchnoj-deyatelnostyu-chashe-vsego-ispolzuyut-vuzy-i-nii/?ysclid=mdbksqwi25457809123/ ( дата обращения:15.07.2025);

6. «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»: Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г./[Электронный ресурс]/ URL: https:// legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenijarossii-ot-25122019-n-r-145-ob-utverzhdenii/?ysc lid=mdd7zlss8672813776/ (дата обращения:17.07.2025);

7. «О направлении Методических рекомендаций: письмо Минпросвещения России № АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 657 от 21.12.2021». /[Электронный ресурс]/ URL: https://legalacts.ru/doc/pismominprosveshchenija-rossii-n-az-112808-profsoiuzarabotnikov-narodnogo-obrazovanija/?ysclid=md d8uuwsn2388030278/ (дата обращения: 17.07.2025);

8. Ризенко М.А. Сообщество молодых педагогов как межинституциональное взаимодействие в области наставничества // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 112–121.; EDN: https://elibrary.ru/MLIYJE

9. Ризенко М.А, Возилова Е.В. Наставник профессиональной образовательной организации: компетенции и личностные качества // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 114–120.; EDN: https://elibrary.ru/SLFVUX

10. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88–111; DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-88-111; EDN: https://elibrary.ru/YHZCSN

11. Кочухова Е.С. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 278–302 DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-278-302; EDN: https://elibrary.ru/ONLAXW

Войти или Создать
* Забыли пароль?