ТРАНСФОРМАЦИЯ НАУЧНО-ПУБЛИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «РГГМУ»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются актуальные вопросы публикационной активности в системе научной подготовки России в условиях современных вызовов. Геополитическая ситуация привела к ограничению участия российских ученых в международных научных коллаборациях и доступа к ведущим мировым изданиям, индексируемым в Scopus и Web of Science. Анализ показывает, что при сохранении значимости количественных показателей публикационной активности как критерия оценки эффективности научных организаций их рост не коррелирует с повышением качества исследований. Особое внимание уделено малоизученной проблеме публикационной активности студентов и молодых исследователей. Отмечаются отсутствие системных механизмов учета их научных результатов, недооценка вклада в академическую среду и неразработанность методологических подходов к анализу их исследовательской деятельности. Предлагается комплекс мер, включающий совершенствование системы научного руководства, оптимизацию организационных условий и создание эффективных механизмов стимулирования исследовательской активности на всех уровнях академической подготовки.

Ключевые слова:
научно-исследовательская деятельность, академическое письмо, публикационная активность, эмпирические исследования, исследовательские компетенции
Список литературы

1. Абрамова И.Е., Ананьина А.В. Системный подход к обучению академическому письму: практический опыт // Высшее образование в России. – 2021. Т. 30. – № 7. – С. 105–116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-105-116; EDN: https://elibrary.ru/BNZFGJ

2. Алавердов А.Р. Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы ее повышения // Высшее образование в России. 2019. – Т. 28. – № 2. – С. 23–36. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-23-36; EDN: https://elibrary.ru/YYEZVZ

3. Бакин Е.В. Центр академического письма: опыт создания // Высшее образование в России. – 2013. № 8–9. – С. 112–116. EDN: https://elibrary.ru/RAERER

4. Болсуновская Л.М., Рыманова И.Е. Академическое письмо: проблемы и пути решения при обучении студентов инженерных специальностей // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 10. – С. 77–85. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-77-85; EDN: https://elibrary.ru/WINNEC

5. Еремина В.М. Особенности обучения написанию аннотаций на английском языке // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2016. – Т. 11. – № 6. – С. 86–92. DOI: https://doi.org/10.21209/2308-8796-2016-11-6-86-92; EDN: https://elibrary.ru/XWRPEX

6. Кирюшина М.А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – С. 40.

7. Моисеев П.С., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Центр публикационной активности в условиях участия вуза в программе «Приоритет 2030»: основные векторы деятельности и их понимание среди научно-педагогических работников // Перспективы науки и образования. – 2022 – № 6 (60).

8. Никулина И.Е. Эффективный контракт в вузе как драйвер повышения качества труда научно-педагогических работников // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. – № 5. – C. 9–19. EDN: https://elibrary.ru/XNOJFJ

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2018 № 41 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования и работы их руководителей, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201802080046?ysclid=mcatl6v5 7h216922796 / (дата обращения:20.06.2025).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2024 г. № 1494 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: https://indicator.ru/engineering-science/ rossijskaya-nauka-v-scopus-i-wos-kolichestvo-ilikachestvo.htm?ysclid=mcaqbqdcam489653557 http:// government.ru/docs/all/156036 / (дата обращения: 06.06.2025).

11. Чуйкова Э.С. Академическое письмо: какое содержание актуально для России? // Высшее образование в России. – 2016. – № 12 (207). – С. 59–67. EDN: https://elibrary.ru/XEQCQD

12. Шаброва Н.В., Амбарова П.А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. Научный журнал. – Т. 25. – № 9. 2023. – C. 171–196. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-171-196; EDN: https://elibrary.ru/TDRBEQ

13. Юрченко И.Ю. Публикация статей студентов: наука или погоня за рейтингом? (на материале историографии казачества 2016–2017 гг.) // Вестник НМС. 2018. № 11. С. 174–182. EDN: https://elibrary.ru/USZJMA

14. Indicator. Российская наука в Scopus и WoS: количество или качество, 2019. URL: https://indicator.ru/engineering-science/rossijskaya-nauka-v-scopus-iwos-kolichestvo-ili-kachestvo.htm?ysclid=mcaqbqdcam489653557 // (дата обращения: 06.06.2025).

15. Kasyanov P. Russian Academic Publishing Landscape// Higher education in Russia and Beyond. 2017. No. 1 (11). URL: https://herb.hse.ru/en/2017--1%2811%29.html / (дата обращения 15.06.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?