Особенности формирования эмоциональной устойчивости у слушателей, проходящих первоначальную подготовку
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описываются техники формирования эмоциональной устойчивости слушателей, проходящих первоначальную подготовку в системе образовательных учреждений МВД России в связи со спецификой правоохранительной деятельности и квалификационными требованиями, предъявляемыми сегодня к специалистам, проходящим службу в полиции.

Ключевые слова:
эмоциональная устойчивость, методика «Ключ» Х. Алиева, нервно-мышечная релаксация, дыхательные упражнения, обладающие успокоительным действием, преодоление состояния страха, упражнения на отвлечение внимания, упражнения на снятие агрессивности, гипноз М. Эриксона, пресуппозиции, архетипы, символика цвета.
Текст

Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянно работать в режиме большого напряжения и самоотдачи, вызывает высокие психоэмоциональные нагрузки, что негативно сказывается на состоянии сотрудника полиции, трудовой дисциплине и морально-психологическом климате в коллективе и семье.

В связи с этим подготовку полицейских можно рассматривать как комплекс мероприятий, главной целью которых является формирование у сотрудников ОВД эмоциональной устойчивости, включающей не только устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля, но и развитие адаптивных свойств нервной системы, пластичность нервных процессов, позволяющих в ситуациях дефицита времени, неопределенности и опасности сохранять работоспособность и бдительность, не поддаваться негативным воздействиям со стороны психогенных факторов [5]. Такое эмоционально сбалансированное развитие личности сотрудника может быть организовано только через многократные тренировки и повторения.

В образовательных учреждениях МВД России тренировки чаще всего относятся к занятиям по огневой и физической подготовке, однако постоянная тренировка навыка нужна и для выработки умения спокойно выслушать гражданина, снять эмоциональное напряжение, преодолеть страх, сдержать возникающую агрессивность и конфликтность.

Преподавателю необходимо так планировать учебные занятия, чтобы приемы управления эмоциональным состоянием были доведены до автоматизма посредством постоянного повторения. Во время тренировки навыка необходимо называть его, так как использование единой терминологии позволяет лучше закрепить усвоенные знания, а в дальнейшем быстро подсказать своему товарищу, обладающему аналогичной языковой культурой, выход из состояния эмоционального стресса и неустойчивости.

Так, при подготовке слушателей, проходящих первоначальную подготовку, занятия по формированию эмоциональной устойчивости предваряют психологический практикум, в котором упражнения, направленные на снятие психологического напряжения, повторяются на каждом последующем занятии через индивидуальный опрос и групповые повторения.

Система упражнений, предлагаемых слушателям, включает группу упражнений из методики «Ключ» Хасай Алиева [11], упражнения на нервно-мышечную релаксацию, дыхательные упражнения [4], обладающие успокоительным действием, упражнения, направленные на преодоление состояния страха, упражнения на отвлечение внимания, упражнения на снятие агрессивности, эриксоновский гипноз [12].

Достоинством методики «Ключ» Х. Алиева является как набор упражнений, направленных на определение у себя стрессового состояния («Расхождение рук», «Схождение рук», «Левитация»), так и упражнений на снятие стрессового состояния и напряженности: «Виброгимнастика», «Сканирование», «Покачивание», «Хлест руками», «Лыжник», «Колыбельная», «Вис вперед – вис назад», «Легкий танец» [3].

Упражнения из комплекса выполняются в группе, чтобы слушатели смогли выбрать для себя два основных, которые в дальнейшем будут «ключом», снимающим нервно-психическое напряжение и стрессовое состояние.

Упражнения на нервно-мышечную релаксацию включают выработку умения быстро расслаблять мышцы, что предполагает сначала последовательное (от двух до семи раз), а затем одновременное напряжение и расслабление каждой группы мышц в течение 5 секунд (руки, ноги, бедра, ступни ног, икры, плечи, рот, губы, брови) [9].

Дыхательные упражнения, обладающие успокоительным действием, включают отработку «Ха-дыханиия» (вдох с последующим резким выдохом при наклоне вперед и произнесении «ХА»), «Дыхания на счет 4 – 20 – 8» (4 счета – вдох, 16 счетов – задержка дыхания, 8 счетов – медленный выдох») [8], «Волшебное слово», «Простые команды» (в течение минуты повторяются три слова, вызывающие положительные эмоции у слушателей), «Счет с 1001» (в течение минуты слушатели считают, начиная с 1001) [7].

Упражнение, формирующее у слушателей способность преодолевать состояния страха, направлено на тренировку психотехники парадоксальной интенции (В. Франкл) через запоминание юмористической фразы: «Ну, я сейчас всем покажу, как надо бояться и как потеть, чтобы пот выделялся литрами, а руками и ногами буду выделывать такие кренделя, будто я танцую» [6]. Данная фраза заучивается слушателями наизусть, а затем ее знание проверяется на последующих занятиях.

Выработка умения переключать в стрессе внимание развивает способность мысленно дробить окружающую обстановку на части, что может сопровождаться медленным выпиванием стакана воды и концентрацией на ощущениях, которые возникают, когда вода течет по горлу [1].

Среди упражнений на снятие агрессивности и конфликтности слушателями отрабатывается прием «Резинка», осуществляемый через болевое воздействие канцелярской резинкой на кисть руки, что переключает внимание слушателей с конфликтной ситуации на болевые ощущения.

В конце занятия проводится сеанс эриксоновского гипноза. Выбор данного способа релаксации и воздействия обусловлен как определением для слушателей глубины вхождения в трансовое состояние, так и возможностью после прохождения сеанса гипноза обращаться к преподавателю с разнообразными личными проблемами, которые целесообразно решать в ходе индивидуальных консультаций.

Содержание сеанса на стадии наведения включает фразы, констатирующие достоверность, упоминание предсознательного, сканирование модальностей, разрыв шаблонов и др. [2], использование пресуппозиций (прежде чем, до того как, или, и, уже, после, понимать, знать, понимать, осознавать, с тех пор как и т. п.) [14].

Текст основной части зависит от качественного состава группы (уровня образования, гендерных особенностей) и может включать разлные архетипы в зависимости от целей гипнотического воздействия. Так, это может быть архетип луга (образы детства, возврат к природе простой красоте, разнообразие, полнота жизни), архетип реки (движение к истоку или к морю, образ жизненного пути), архетип горы или ландшафта (символ исследования и движения к мудрости, подъемов и спусков в жизни, стремление к высшим или духовным ценностям), архетип дома (внутренний мир, образ себя), архетип розового куста (образ личности) и т. п. [13].

Кроме того, в тексте основной части важен также выбор цветовой гаммы, оказывающей воздействие на эмоциональную сферу личности. Так, красный цвет вызывает, с одной стороны, переживания любви, вдохновения, с другой – агрессию, ненависть, опасность. Синий цвет, с одной стороны, символизирует разумное начало, дисциплину и порядок, с другой – оторванность от реальной жизни. Оранжевый цвет – это одновременно энергия, сила, радость, удовольствие, стремление к самоутверждению и страсть борьбы. Зеленый цвет – это, с одной стороны, надежда, рост, с другой – незрелость [6].

В завершении текста основной части, наряду с императивными командами, можно также использовать слова, названные слушателями в упражнении «Волшебное слово» (перед началом сеанса слушатели записывают их на листок и сдают преподавателю), так как это способствует усилению воздействия.

Таким образом, многократное выполнение упражнений, направленных на тренировку умений регуляции эмоциональных состояний, формирует системность в обучении, позволяет подготовить гармонично развитого специалиста, соответствующего современным требованиям, способствует обеспечению сохранности здоровья сотрудников полиции, развитию у них стрессоустойчивости.

Список литературы

1. Аминов И. И. Занимательная психология для юристов : Учебное пособие [Текст] / И.И. Аминов - М. : Юнити-Дана, Закон и право, 2001.

2. Антонов А. Гипноз. Техники гипнотерапии в консультативной практике [Электронный ресурс] // URL : http://www.AntonovPsy.ru.

3. Лебедько В. В. Психодиагностика, профилактика и психокоррекция посттравматических стрессовых расстройств сотрудников органов внутренних дел : Методическое пособие [Текст] / В. В. Лебедько, Л. В. Синицина. - Хабаровск : Дальневосточный юридический институт МВД России, 2001.

4. Мальцева Т.В. Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза // Вестник Московского университета МВД России - 2014. № 10. С.140-145.

5. Михайлова В.К. Использование активных методов обучения в профессионально-психологической подготовке личного состава подразделений полиции: учебно-методическое пособие [Текст] / В.К. Михайлова, Т.В. Мальцева. - Руза: МОФ МосУ МВД России, 2015.

6. Обухов Я. Л. Образ - Рисунок - Символ // Журнал практического психолога. М. : ФОЛИУМ. 1996. № 4.

7. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях : Методическое пособие / Под ред. В. М. Бурыкина. М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

8. Папкин А. И. Психологические пути и методы преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности : Учебное пособие [Текст] / А. И. Папкин, Д. Ю. Кузнецов - Домодедово : ВИПК МВД России, 2009.

9. Петров В. Е. Психотехнологии оказания помощи и самопомощи сотрудникам полиции в экстремальных условиях : Учебно-методическое пособие [Текст] / В. Е. Петров, Н. Ю. Филипенкова - Домодедово : ВИПК МВД России, 2011.

10. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий : Учебное пособие [Текст] / Ю. М. Волынский-Басманов, Н. Д. Эриашвили. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2013.

11. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел : Учебное пособие / В. Л. Цветков. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2014.

12. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза) [Текст] / Редакция и комментарии Дж. К. Зейга. М. : Независимая фирма «Класс», 1994.

13. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. [Текст] - М. : Независимая фирма «Класс», 2010.

14. Шаграева О. А. Основы консультативной психологии : Учебное пособие. [Текст] -М. : Издательский центр «Академия», 2011.


Войти или Создать
* Забыли пароль?