В статье обобщены основные выводы монографии Н.М.Багновской «Северская земля: этнодинамика населения в VIII-XVIII в.» о том, что изучение истории населения в области Северской земли показывает сложный и противоречивый путь историко-этнического развития в регионе, где складывались этнические границы русских, украинцев и белорусов. Общий научный результат исследования состоит в том, что к началу ХIХ в. территорию бывшей Северской земли населяли в основном украинцы, а также русские и белорусы, то есть потомки её древнего населения влились в состав всех трех родственных народов.
Северская земля, историко-этнические процессы, этнодинамика населения, этнокультурная самобытность, восточнославянские племенные объединения, локализация летописной северы, севрюки, черкасы, переселенческие движения.
Россия на всем протяжении своей истории была и остается полиэтничным государством. Вопрос формирования на базе единой древнерусской основы трех народов: русских, украинцев и белорусов занимает в отечественной истории особое место и является чрезвычайно сложным. Особые трудности связаны с выяснением характера формирования населения в тех регионах, где складывались этнические границы указанных народов. Одним из таких регионов является Северская земля, население которой в силу исторических условий до конца ХVII в. сохраняло этнокультурную самобытность, а затем влилось в состав трех родственных восточнославянских народов. Резко изменившиеся социально-экономические и политические условия современной России породили множество межэтнических проблем, в том числе в отношениях с бывшими союзными республиками и, в частности, с Украиной.
С момента провозглашения независимости Украины там начинается новый раунд дискуссий, в центре которых оказались проблемы формирования восточнославянских народов и этнической структуры Древнерусского государства [4]. Ряд историков, всячески умаляя общность происхождения и тесную связь исторических судеб восточнославянских народов, стремятся обосновать разные варианты альтернативы теории единой восточнославянской этнокультурной общности. Обосновывается тезис о том, что русская, украинская и белорусская народности начали складываться задолго до образования Киевской Руси и доминирующим этносом в Киевском государстве был украинский. В этих условиях комплексное и всестороннее изучение проблем этногенеза восточных славян весьма актуально и имеет большое практическое значение.
Автором сделаны следующие принципиально важные исследовательские выводы:
- историко-этнические процессы являются важной составляющей развития общества и государства и представляют собой «возникновение, развитие и видоизменение этнических общностей под влиянием исторических обстоятельств их жизни» [8, 9];
- автор исходила из того, что на судьбу нашего государства и общества, на процесс формирования этнических общностей воздействовал целый ряд факторов, определивших специфику как общественного и государственного, так и этнического развития. Изучение тысячелетнего периода нашей истории с VIII по ХVIII век позволяет утверждать, что особую роль в ней сыграли особенности геополитического положения, природно-климатические условия, а также полиэтничность населения [5];
- автор определяет основные этапы историко-этнического развития населения Северской земли на протяжении её тысячелетней истории (VIII-Х в.; Х-ХIII в.; ХIV-ХVI в.; ХVII-ХVIII в.), исследовав их в соответствии с важнейшими этапами отечественной истории, выделяя общее и особенное в этом развитии, порой по-новому оценивая привычные в исторической литературе мнения и суждения [6];
- летописные племена предгосударственного периода – это уже сложные этносоциальные объединения, сформировавшиеся из нескольких племен, в том числе и иноэтничных. Войдя в состав Древнерусского государства, эти племенные объединения, несомненно, эволюционировали в сторону не только политической и социально-экономической, но и этнической консолидации. Однако этот процесс не получил завершения. Под воздействием развивающегося процесса феодализации общества и вызванной им политической дезинтеграции Древнерусского государства, историко-этническое развитие пошло иным путем – путем усиления земляческих, областнических тенденций[4];
- очередной виток этнической консолидации наблюдается уже не в рамках племенных объединений, а в рамках феодальных земель-княжеств. Одним из таких княжеств стало Черниговское. В его пределах оказалась основная часть территории Северского племенного союза. На первое место выступают территориальные связи населения, в летописях жители чаще именуются черниговцами, новгородцами (Северского), курянами и пр. Однако слабость экономических связей того времени, натуральный характер хозяйства способствовали устойчивости локальных особенностей и в этом смысле – племенных границ. Термин «Северская земля», видимо, в это время становится областным понятием, отражающим историю края, и выходящим за рамки политических понятий Черниговское, Северское, Переяславское княжества [1, с 84-90];
- монгольское вторжение не оказало сколько-нибудь заметного влияния на этнический состав населения древнерусских земель, в том числе и Северской земли. Население её южных и юго-восточных районов значительно раньше контактировало со степными племенами. Некоторые из этих племен оседали по рубежам Черниговского, Северского, Переяславского и др. княжеств. После монгольского завоевания наблюдается частичный отлив части кочевых групп обратно в степи, но часть, особенно полукочевого населения, продолжает обитать на прежних местах. Возможно даже некоторое продвижение последних к северу, в лесостепную полосу, в связи с отливом населения Переяславского и юга Черниговского княжеств в лесные районы, за Десну. Почти не вызывает сомнения факт определенного уменьшения численности населения в южных районах Северской земли, но тезис об абсолютном запустении этих областей не может быть принят [1, с.90-100];
- источники ХV-ХVII в. говорят о Северской земле, северских городах, реках и жителях этого края – севрюках. Севрюки, без сомнения, потомки летописной северы, локальная группа древнерусского населения, в силу исторических условий продолжавшая свое этноэволюционное развитие вплоть до начала XVΙΙ века. Геополитическая нестабильность на территории Северской земли в XΙV-XVΙ в., определявшаяся неоднократными передвижками границ между Московским государством, Великим княжеством Литовским и Польским королевством, боровшимися за территориальное наследие исторической Руси, способствовала более длительному сохранению этнокультурной обособленности населения этого региона по сравнению с другими регионами восточнославянского мира. Севрюки не прямые потомки северы, а потомки населения Северской земли, прошедшего долгий путь исторического развития[7];
- наиболее часто переходные состояния этнических общностей, таких как севрюки, завершаются изменением не только их этнических свойств, а, прежде всего, сменой этнического самосознания, что неизбежно выражается в смене самоназвания. Именно этот процесс, происходивший в Северской земле, прослеживается в письменных источниках XVΙΙ века: этноним «севрюки» исчезает[8, 9];
- традиционные экономические связи, совместная борьба против господства Польши, создание украинского государства, куда вошла основная часть Северских земель, – явились решающими социально-экономическими факторами, определившими направление этнических процессов в Северской земле ХVII – начала ХVIIIв. С конца ХVI в. и, главным образом, в ХVII в. население бывшей Северской земли влилось в процесс формирования украинской и русской народностей (возможно, в какой-то мере и белорусской)[1, с.175];
- происхождение названия «черкасы» применительно к днепровским казакам связано с адыгскими племенами, известными в южнорусских степях с до монгольских времен («касоги» летописи). Затем название «черкасы» распространилось на все население южного Приднепровья и для условий XVII в. термин “черкасы” являлся региональным экзоэтнонимом с ярко выраженными социальными особенностями. В русских источниках ХVII-ХVIII в. черкасами именовали население тех областей, которые находились под властью гетманского казацкого уряда (правительства). Языковая и культурная близость переселявшегося населения с местным приводила к быстрому их смешению [1, с. 148-154];
- переселения черкас не только из южного Поднепровья, но в значительной степени из западных и юго-западных районов Левобережной Украины на восток и юго-восток бывшей Северской земли, относятся преимущественно к ХVII – началу ХVIII в. В результате создалась область смешанного расселения русских и украинцев – Слободская Украина.[1, с.155-170];
- к концу ХVIII в. дальнейшая социальная дифференциация общества почти не оставила следа от казачества и других категорий мелких служилых людей ХVII века. На украинское население Левобережной и Слободской Украины были распространены общеимперские порядки. Всё это привело к постепенному изживанию областной обособленности населения отдельных районов. В официальных документах закрепляется общий для всего украинского населения Левобережной и Слободской Украины термин «малороссийский народ» [1, с.161-170];
- тесные экономические и политические связи населения наиболее северных и восточных районов бывшей Северской земли с Русским государством окончательно определили его этнический облик как «великорусского» населения. Материалы I Всеобщей переписи населения Российской империи свидетельствуют о том, что территорию бывшей Северской земли населяли в основном украинцы, а также русские и белорусы, то есть потомки её древнего населения влились в состав всех трех родственных народов [1, с.176].
Монография Н.М.Багновской состоит из введения, 5 глав и 10 параграфов, заключения, списка источников и литературы (553 наименования), а также приложения.
Строгая логика изложения результатов исторического анализа, обоснованность на этой основе заключений и выводов, часть из которых носят новаторский характер, системный подход к объекту исследования – всё это и составляет достоинство представленной работы.
Монография Н.М.Багновской «Северская земля: этнодинамика населения в VIII-XVIII в.» представляет собой завершенное, самостоятельное, оригинальное научное исследование, в котором решена крупная научная проблема, имеющая важное историческое, политическое и социокультурное значение. Данное исследование вносит несомненный вклад в изучение истории формирования восточнославянских народов. Поставленные автором задачи решены на высоком научно-теоретическом уровне, выводы и обобщения, сделанные в работе, обоснованны широким кругом источников и литературы и отвечают актуальным потребностям отечественной исторической науки.
1. Багновская Н.М. Северская земля: этнодинамика населения в VIII-XVIII в. [Текст]. М.: ИНФРА-М, 2016. - 214 с.
2. Багновская Н.М. О происхождении этнонима «севера» [Текст] // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 59. С. 6-11.
3. Багновская Н.М. Этнодинамика населения Северской земли [Текст] // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1. № 2. С. 7-10.
4. Багновская Н.М. Проблемаэтнической структуры Древнерусскогогосударства [Текст] // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 2. С. 3-7.
5. Багновская Н.М. Специфика русской культуры [Текст] // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2004. № 1. С. 88-95.
6. Багновская Н.М. Северская земля (историко-этническое формирование и развитие населения в VIII - ХVIII вв.) [Текст]. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Москва, 2002.
7. Багновская Н.М. Севрюки: население Северской земли в ХIV-ХVI вв. [Текст]. М.: Изд-во «Палеотип», 2002.
8. Багновская Н.М. Проблемы изучения историко-этнических процессов в современной науке [Текст] // 15 Международные Плехановские чтения. Тезисы докладов. М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2002.
9. Багновская Н.М. Теоретические проблемы этничности применительно к изучению этносоциальных процессов [Текст] // Материалы научной конференции «Ломоносовские Чтения»: Современные тенденции развития наук об обществе. М.: Изд-во «Университет и школа», 2002.