с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены актуальные проблемы внутривузовского менеджмента, изложенные в монографии С.Д. Резника, О.А. Вдовиной «Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций».
преподаватель вуза, профессиональные компетенции, научно-педагогическая деятельность, подготовка педагогических кадров для высшей школы.
Одна из особенностей деятельности преподавателя высшей школы заключается в том, что она является многоаспектной, включает несколько взаимосвязанных между собой видов. Именно из этой позиции исходят авторы монографии «Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций» [1], подготовленной к изданию в ИНФРА-М.
Опыт деятельности российских вузов убеждает: для формирования корпуса молодых преподавателей вузов нужна не только научная, но и основательная системная подготовка в области педагогики. Но в существующей системе подготовки кадров для высшей школы не разработаны технологии подготовки преподавателей для работы в вузах непедагогического профиля [1, с. 4].
Проведенный мониторинг деятельности преподавателей высших учебных заведений стал основой для разработки технологий формирования их профессиональной компетентности.
Новизна результатов исследования, представленных в монографии С.Д. Резника, О.А. Вдовиной, заключается в обосновании новых резервов повышения качества обучения в высших учебных заведениях благодаря использованию технологий формирования и развития педагогических компетенций преподавателей.
По результатам исследования авторами сделаны следующие выводы, которые могут представлять интерес для всех, кто занимается проблемами высшего образования:
1. Численность преподавателей российских вузов неуклонно снижается, число выпускников, желающих остаться на преподавательской работе в вузах, с каждым годом становится все меньше, а средний возраст преподавателей растет.
2. Основную часть преподавателей (2/3) составляют женщины, одна треть – мужчины; 85% преподавателей имеют ученую степень доктора или кандидата наук; как правило, преподаватели имеют базовое инженерное, экономическое, юридическое образование, но не имеют педагогической подготовки.
3. Десятая часть всех преподавателей стали ими в связи с поступлением в аспирантуру, около 6% стали преподавателями случайно. Освоение педагогической деятельности происходит у преподавателей уже после их поступления на работу в вуз: более 50% преподавателей остались в этом качестве на кафедрах по окончании вуза, при этом только половина из них планировали в период обучения в вузе, что будут заниматься педагогической деятельностью.
4. Основными сферами деятельности преподавателя вуза являются: ведение учебного процесса, методическая работа и повышение личной квалификации, научная работа, воспитательная работа, личная организация преподавателя, участие в управлении кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность.
5. Основными проблемами в подготовке преподавателей к их педагогической деятельности являются:
- отсутствие специальной психолого-педагогической подготовки у значительной части преподавательского корпуса;
- отсутствие возможностей преподавателей, а иногда и их желания для следования требованиям времени – быстрого обновления образовательной системы вузов, постоянного корректирования рабочих программ, технологий обучения в соответствии с частым изменением федеральных государственных образовательных стандартов;
- недостаточная готовность преподавателей к внедрению в свою практику образовательных нововведений, обеспечивающих вариативность образования и его личностно-ориентированный характер.
6. Необходима единая интегральная оценочная система деятельности преподавателя, и в монографии определены методические подходы к такой оценке:
- показатели оценки должны касаться всех сфер деятельности преподавателя, в том числе и его деятельности по обучению и воспитанию студентов;
- критерии оценки могут быть выражены не только в числовой, измеряемой форме (количество публикаций, количество побед на конкурсах, объем выполняемых научно-исследовательских работ), но и качественные оценки (отзывы студентов, работодателей, вклад преподавателя в постановку учебного курса, общий научный уровень курса);
- форма оценки может быть как рейтинговая, так и учитывающая индивидуальный и коллективный вклад в достижение конечных целей вуза.
7. Для отбора кандидатов для преподавательской работы должны быть определены критерии, а также следует выбрать формы обучения будущих и начинающих преподавателей вуза. Научными основами профессиональной психолого-педагогической переподготовки специалистов непедагогического профиля должны стать сведения об актуальных для преподавателя психологических процессах, явлениях и закономерности усвоения студентами содержания высшего образования.
Ключевые научно-исследовательские положения о деятельности преподавателей и их подготовке к педагогической работе изложены в ряде работ С.Д. Резника и научных коллективов под его руководством [2–11].
Представляемая монография «Преподаватели вузов России» стала частью научно-методического комплекса учебников и монографий «Менеджмент в высшей школе», охватывающих объекты и субъектов управления в современном вузе [12–24]. Реализация представленного научно-методического обеспечения деятельности всех вузовских структур в реальной практике внутривузовского менеджмента позволяет систему управления высшим учебным заведением поставить на современный профессиональный уровень.
Монография включает три раздела. В первом рассмотрено современное состояние высшего образования в России, освещены подходы к формированию профессиональных компетенций преподавателей высшей школы. Второй раздел – основной – в нем представлены результаты мониторинга деятельности преподавателей вузов России, раскрыты мотивы выбора ими научно-педагогической карьеры, дан анализ профессиональных компетенций преподавателей, процесса и уровня их развития. В третьем разделе обобщен опыт реализации внутривузовской системы отбора и обучения молодых преподавателей, представлены технологии формирования их профессиональных компетенций и механизмы управления их развитием.
Книга адресована специалистам, исследующим проблемы внутривузовского менеджмента, преподавателям и управленческому персоналу высших учебных заведений, а также представит интерес для магистрантов и аспирантов, готовящихся к преподавательской деятельности.
1. Резник С.Д. Преподаватели вузов России: формирование и развитие профессиональных компетенций [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Вдовина. - М.: ИНФРА-М, 2016.
2. Резник С.Д. Бизнес-образование: методические и педагогические основы формирования преподавателя современного типа [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник. - Пенза: ПГАСА, 1998.
3. Резник С.Д. Опыт подготовки тренеров-консультантов по рыночной экономике [Текст] / С.Д. Резник // Проблемы теории и практики управления. - 1993.- № 3.
4. Резник С.Д. Особенности и организация работы в вузе со студентами [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Вдовина // Вестник Поволжского государственного технологического университета. - 2015. - № 2. - С. 5-17.
5. Резник С.Д. Кто становится преподавателем: мотивы выбора педагогической деятельности в вузе [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Вдовина // Университетское управление. - 2015. - № 3. - С. 112-119.
6. Еремкин А.И. Планы станут реальностью, если опередить время [Текст] / А.И. Еремкин, В.А. Худяков, О.А. Вдовина // Аккредитация в образовании. - 2008. - № 21. - С. 38-39.
7. Резник С.Д. Преподаватель вуза: проблемы и перспективы [Текст] / С.Д. Резник // Вестник московского университета. Сер.: Педагогическое образование. - 2011. - № 2.
8. Резник С.Д. Формирование компетенций преподавательского и управленческого корпуса вузов России: опыт, проблемы, методическое обеспечение [Текст] / С.Д. Резник // Almamater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 6.
9. Резник С.Д. Подготовка молодой смены преподавателей вузовской кафедры: опыт регионального университета [Текст] / С.Д. Резник, Е.С. Джевицкая // Russian Journal of Management. - М.: ИНФРА-М. - V. 3. I. 3. - C. 278-286. - DOI:https://doi.org/10.12737/12080
10. Сазыкина О.А. Моделирование профессиональных компетенций преподавателя вуза, совмещающего научно-педагогическую и управленческую деятельность [Текст] / О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. - М.: ИНФРА-М. - V. 1. I. 6. - C. 342-348. DOI:https://doi.org/10.12737/2534
11. Сазыкина О.А. Преподаватели российских вузов: проблемы и пути оптимизации научно-педагогической карьеры [Текст] / О.А. Сазыкина // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1.
12. Управление высшим учебным заведением [Текст]: учебник; под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника и д-ра физ.-мат. наук В.М. Филиппова. - М.: ИНФРА-М, 2013.
13. Управление факультетом [Текст]: учебник; под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.
14. Резник С.Д. Управление кафедрой [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016.
15. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учебник [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Вдовина. - Пенза: ПГУАС, 2014.
16. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности [Текст]: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013.
17. Резник С.Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры [Текст] / Резник С.Д., И.А. Игошина. - М.: ИНФРА-М, 2015.
18. Резник С.Д. Управление подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров в вузе [Текст]: практическое пособие / С.Д. Резник, И.А. Мосичева, Е.С. Джевицкая. - Пенза, ПГУАС, 2010.
19. Резник С.Д. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.
20. Резник С.Д. Ректоры России: система и механизмы профессионального становления [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин; под общ. ред. проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.
21. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник [и др.]; под общ. ред. проф. С.Д. Резника. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013.
22. Резник С.Д. Организационная культура российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды [Текст]: монография С.Д. Резник, М.В. Черниковская. - М.: ИНФРА-М, 2015.
23. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студентов вузов России [Текст]: монография / С.Д. Резник, А.А. Сочилова, Е.С. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2013.
24. Резник С.Д. Профессиональные компетенции преподавателя высшего учебного заведения: система формирования и развития [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Вдовина. - Пенза: ПГУАС, 2015.