Особое место в региональных исследованиях занимает изучение проблем потребительского рынка, состояние и тенденции развития которого в условиях становления рыночных отношений являются важнейшими показателями уровня и качества жизни населения региона. Государственное регулирование потребительского рынка осуществляется, с одной стороны, на основе автоматических рычагов, т.е. спроса и предложения, цены и конкуренции, а с другой – представлено факторами регулирующего назначения. Используя административные методы воздействия, региональные органы управления осуществляют регулирование таких процессов, как приватизация, размещение новых предприятий, привлечение иностранного капитала. Применение комплексного подхода позволяет обеспечить нормальное функционирование регионального потребительского рынка. Важнейшим сектором потребительского рынка является торговля. В связи с этим реализация важнейших направлений функционирования и развития регионального потребительского рынка тесно связана со стратегией развития торговли. В основу современного регулирования рынка потребительских товаров и услуг должны быть положены комбинированные методы и формы регулирования, поэтому с целью повышения эффективности и осуществления единой государственной политики необходимо разработать Концепцию развития потребительского рынка Московской области. Необходимость разработки концепции маркетингового управления определяется структурными особенностями регионального потребительского рынка на современном этапе и наблюдающимся изменением платежного спроса населения. В статье предлагаются направления реализации данной концепции, которые позволят реализовать цели и задачи всех субъектов рынка. Необходимость использования инструментов маркетинга в регулировании потребительского рынка на макро- и мезоуровнях обусловлена целями государства, среди которых важнейшее значение имеет его социальная политика, направленная на повышение благосостояния населения.
потребительский рынок, маркетинговые технологии, инструменты маркетинга, концепция развития потребительского рынка, целевые индикаторы, рыночный механизм, государственное регулирование
1. Артемьева Л.В. Управление региональным потребительским рынком на основе развития современных маркетинговых инструментов: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05. - Орел, 2012.
2. Артемьева Л.В. Современные тенденции и проблемы развития потребительского рынка региона // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - №3. - С. 139-145.
3. Данилова В.А. Социально-экономическое регулирование рынка потребительских товаров и услуг (на примере московской области): дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05. - М., 2010.
4. Данилов А.А., Данилова В.А., Литвинова Е.В. Основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг на макро- и мезоуровнях // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 5 (52). [Электронный ресурс]: URL: http://electronicjournal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_5 (дата обращения: 15.10.2015).
5. Леднева О.В. Статистический анализ состояния и тенденций развития Московской области на основе индикаторов экономического потенциала // Науковедение. - 2014. - Вып. 2. [Электронный ресурс]: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/172EVN214.pdf (дата обращения: 15.10.2015).
6. Стуканова И.П. Маркетинговое управление региональным потребительским рынком продовольственных товаров (на примере Приволжского федерального округа): автореф. дис. …. канд. эконом. наук: 08.00.05. - М., 2009.