Приведены результаты идентификации взрывопожарной опасности при эксплуатации судов водного транспорта, работающих на альтернативном топливе — сжиженном природном газе.
судно водного транспорта, судовая энергетическая установка, сжиженный природный газ, взрывопожарная опасность.
1. Введение
В целях предотвращения загрязнения окружающей среды для судов водного транспорта (ВТ) установлены предельно допустимые нормы выброса вредных веществ с отработавшими газами. Эти нормы изложены в Приложении VI Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) [1] и в отечественном стандарте ГОСТ Р 51249-99 [2]. Нормируемые параметры и их количественные значения приведены в табл. 1.
Таблица 1
Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ
Наименование нормируемого параметра | Норма удельных средневзвешенных выбросов, г/(кВт·ч) |
Оксиды азота (NOx), в приведении к NO2 | 9,8–17,0 |
Оксиды углерода (CO) | 3,0 |
Углеводороды (CH), в приведении к CH1,85 | 1,0 |
Использование традиционных видов топлива на судах ВТ не в полной мере обеспечивает выполнение этих нормативных требований, что вынуждает судоводителей искать пути снижения токсичности выбросов судовых двигателей. Наиболее перспективно применение альтернативного топлива — сжиженного природного газа (СПГ).
Мировой опыт применения СПГ в качестве топлива на всех видах транспорта, в том числе и на судах ВТ, свидетельствует о значительном снижении выбросов загрязняющих веществ [3]. Кроме того, цена газового топлива в 2–3 раза ниже цены традиционного моторного топлива. Таким образом, годовая экономия составит порядка 12–20 млн долл. для крупных контейнеровозов и порядка 6–12 млн для танкеров [4].
Возможность применения газового топлива в международной практике, как альтернативы традиционному дизельному топливу, рассматривается достаточно давно, в результате чего выявлены положительные и отрицательные стороны применения СПГ [5, 3].
В настоящее время в мире насчитывается более 300 судов-метановозов, использующих в качестве топлива испаряющийся в процессе транспортировки СПГ. Опыт использования СПГ на судах в России ограничивается результатами экспериментальных исследований по переводу речных судов проектов «Нева» и «Москва» на компримированный природный газ с работой по газодизельному циклу.
Практическое применение СПГ на судах ВТ в качестве моторного топлива сдерживают отсутствие соответствующей инфраструктуры снабжения судов СПГ, а также установившееся мнение о высокой степени опасности применения СПГ на судах. Это может быть опровергнуто путем создания надежного технико-технологического процесса и четким выполнением инструкций по применению СПГ.
Кроме того, зарубежный и отечественный опыт использования СПГ в качестве моторного топлива указывает на необходимость создания и практического внедрения на судах автоматизированной системы взрывопожарной безопасности в целях контроля «прохождения» СПГ на судне на всех этапах его эксплуатации от бункеровки до выхода отработавших газов и принятия адекватных мер противовзрывопожарной защиты в автоматическом режиме, в случае необходимости. Исходным этапом создания такой системы должна стать идентификация взрывопожарных опасностей, которые могут возникнуть при использовании СПГ в качестве альтернативного топлива для ВТ.