сотрудник
Россия
В связи с проведением в 2018 г. мероприятий Чемпионата мира по футболу в ряде регионов Российской Федерации и возникшей необходимостью дополнительной подготовки большого количества экскурсоводов, гидов и гидов-переводчиков в статье на основе современных научных подходов и многолетнего практического опыта авторами предлагается новая структура содержания качественной курсовой подготовки специалистов экскурсионного дела. Обсуждаются существенные различия в подготовке требуемых кадров, с одной стороны, в городах, имеющих опыт проведения международных соревнований и первенств – олимпиад и универсиад, и, с другой стороны, в городах с въездным туризмом сезонного характера, к которым относится Волгоград. В статье проведен краткий анализ проблем и затруднений, возникающих в подготовке и последующей работе гидов и гидов-переводчиков Волгоградской области. Особое внимание уделено недостаточной компетентности экскурсоводов в области практики проведения экскурсии. В данном контексте в обобщенном виде приводятся требования к экскурсоводам, содержащиеся в нормативных правовых актах, на основе которых выделяется ядро компетенции экскурсовода – методика проведения экскурсии. Сравниваются встречающаяся в литературе традиционная и авторская трактовки понятия «методика проведения экскурсии», в качестве существенных компонентов методики проведения экскурсии рассматриваются виды специальных методических знаний экскурсовода и гида-переводчика, а именно: психологические, педагогические, профессионально-прикладные, лингвистические знания и группы их практических умений: коммуникативные, организационные, компенсаторные. Определяются требования к педагогическим работникам, осуществляющим качественное обучение на курсах подготовки гидов и гидов-переводчиков, и процессуальным характеристикам такого обучения.
компетенция, экскурсовод, гид-переводчик, методика проведения экскурсий
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Сов. спорт, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs.htm (дата обращения: 12.04.2016).
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
3. Ассуирова Л.В. и др. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. обр-я. М.: Изд. центр «Академия», 2013.
4. Фейгинов С.Р. Педагогическая драматизация образовательного пространства подростка: Автореф. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2006.
5. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образования: методологические предпосылки и концепция. Волгоград: Перемена, 2012.
6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003.
7. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис. …д-ра пед. наук. М., 1997.
8. Schmidinger H. & others. Excursions in school - pаst and present from Swedish and anglosaxon perspectives // European Journal of Geography. Volume 5. Number 4:87-101, 2014. P. 87-101.
9. Payne P.G., Wattchow B. Phenomenological deconstruction, slow pedagogy and the corporeal turn in wild environmental/ outdoor education // Canadian Journal of Environmental Education. Number 14, 2009. P. 15-32.