Статья посвящена актуальной проблеме формирования цветовосприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности. Восприятие цвета определяется авторами как процесс осознанного понимания цвета, основными закономерностями которого являются целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность и константность. Анализ возрастных этапов формирования цветовосприятия позволил сделать вывод о том, что выделенные этапы связаны с условиями, в которых развивается ребенок: наличие опыта восприятия цвета в окружающей действительности, в произведениях изобразительного искусства и опыта собственной художественнотворческой деятельности, квалифицированная помощь педагога. Поэтому для формирования навыков цветовосприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходима системная работа в динамике от освоения дошкольниками цветовых эталонов через расширение у детей начальных классов представлений о цвете и совершенствования навыков владения цветом к познанию цвета как инструмента художника, способного выразить чувства, эмоции и свое отношение к изображаемому. Авторами разработаны методические рекомендации по формированию цветовосприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: активная позиция наставника, создание атмосферы сотворчества, экспериментирования; показ приемов работы с цветом; организация процесса восприятия произведений изобразительного искусства и природы, включающего анализ цветового строя в живописи и природе; создание особой эстетической среды пространства группы, класса. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания и обучения изобразительного искусства, при проектировании индивидуальных маршрутов самообразования педагогов и личностно-развивающих образовательных технологий, в системе повышения квалификации педагогов.
цветовосприятие, процесс обучения изобразительному искусству, средство художественной выразительности
1. Березина Ю.Ю., Князева О.В. Теория и методика изображения человека: учебно-методическое пособие. М.: Планета, 2015.
2. Бондарева В.В. Технология личностно-профессионального развития творческого педагога. Дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
3. Бубнова М.В. Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности. Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2010.
4. Игнатьев Е.И. Восприятие цвета у детей школьного возраста при обучении рисованию // Вопросы психологии. 1957. No 1. С. 45-52.
5. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Учебное пособие для вузов. М.: ГРИФ, 2007.
6. Журикова Т.Л. Колористическая подготовка обучающихся на занятиях по живописи в художественной школе. Дис.... канд. пед. наук. Омск, 2014.
7. Князева О.В. Средства художественной выразительности в русской портретной живописи XVII-XIX веков // Система ценностей современного общества: сборник материалов ХLIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. С. 80-85.
8. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2007.
9. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. ФГОС. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
10. Комарова Т.С., Школа эстетического воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
11. Кузин В.С. Психология живописи. М.: Оникс, 2005.
12. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству (в соавт.). М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
13. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. Мн.: Беларусь, 2003.
14. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2012.
15. Олесина Е.П., Радомская О.И. Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся // Педагогика искусства (электронный научный журнал). 2015. No 1. http://www.art-education.ru/electronic-journal/integrirovannyy-podhod-k- prepodavaniyu-izobrazitelnogo-iskusstva-v-shkole-kak (дата обращения: 12.04.2016).
16. Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
17. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973.
18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1961. 333 с.
19. Шпикалова Т.Я. Этнохудожественное образование студентов вузов культуры и искусств на основе деятельностной парадигмы // Международный журнал экспериментального образования. 2011. No 6. С. 52-54.