Оценки, инициируемые в диалогической коммуникации, предстают логическим следствием аксиологической деятельности адресанта. Точкой отчета для адресанта является личность слушающего. Оценка стереотипизируется в процессе восприятия разнообразных фактов из материального и идеального мира. Диалогические реплики в условиях спонтанной интеракции фиксируют аксиологические стереотипы, определяющие коммуникативную направленность оценочной деятельности говорящего.
диалогическая коммуникация, оценка, аксиологические установки собеседников
В текущих лингвистических изысканиях одной из центральных проблем является выявление человеческого фактора в языке. Язык выступает феноменом человеческого сознания, может быть осознан и исчерпывающе объяснен в связи с его пользователем. Данная теоретическая установка вызвала кардинальный пересмотр некогда установленных традиций лингвистических изысканий, привела к тому, что структуралистские воззрения на изучение «языка в себе и для себя» перестали быть актуальной проблематикой и постепенно отошли на задний план лингвистической науки. Прерогативу исследования составили прагматические механизмы функционирования языка, который, в связи с этим, анализируется в тесном взаимодействии с субъектом, познающим реальную действительность [Зарецкая, 2004: 235].
Функции языка, которые обеспечивают разнообразные потребности говорящего субъекта, можно репрезентировать посредством трех метафункций: мыслительной, межличностной и текстовой. Мыслительная метафункция имеет непосредственное отношение к способности языка формулировать человеческий опыт в терминах определенных сущностей, категорий и таксономии. Межличностная метафункция предоставляет
Прагматическое исследование аксиологического компонента диалогического взаимодействия предполагает анализ как собственно лингвистических средств, которые задействуются говорящими субъектами в конструировании оценочности, так и внешней экстралингвистической ситуации, в которой оценочное высказывание реализуется. Последний аспект анализа предстает, в частности, важным для диалогических высказываний, которые инициируют негативную оценку, поскольку учет коммуникативных условий, ролевых статусов собеседников, характера их межличностных взаимоотношений предопределяет текущее восприятие некоторой реплики в качестве оценочной или, наоборот, невозможность подобной интерпретации. В соответствии с параметрами диалогической ситуации возможным оказывается как актуализация различных форм выражения оценки, так и полный отказ от обращения к диалогическим высказываниям оценочного характера.
Представляется, что можно говорить о диалогической ситуации выражения той или иной оценки, как некоторой структуры, в рамках которой с необходимостью соблюдаются условия, связанные с текущими взаимоотношениями собеседников, их социально-ролевыми характеристиками, актуальными этическими, культурными нормами общения, влияющими на речевое поведение собеседников. В данном случае диалогические высказывания оценочного характера - в ряду с речевыми действиями с иными интенциями - не занимают исключительного места. Для современной научной парадигмы характерным является такой подход к актам речи, который предполагает их интерпретацию как составляющих более глобальных коммуникативных актов.
Собеседники обладают индивидуальным набором намерений, желаний, представлений о целях и способах их достижения, перспективах ожидаемых следствий, а также оценок реально достигнутых результатов. Указанные наборы формируют своеобразный тандем аксиологической активности участников речевого взаимодействия, цель которого заключается в том, чтобы оптимизировать речевое поведение каждого из собеседников. Думается, что
1. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. - М.: Лабиринт, 2000. - 640 с.
2. Добрушина Н.Р. Исследования средств выражения обратной связи в американской лингвистике // Вопросы языкознания. - 2000. - № 2 - С. 135-140.
3. Зарецкая О.А. Понимание и интерпретация жизненных ситуаций // Мова i культура. - Киев: Видавничий Дім Дмитра Бураго, 2004. - Вип. 7. - Т. 1. Філософия мовы і культури. - С. 323-329.
4. Кожевникова К. О смысловом строении спонтанной устной речи: Линейное построение речи и нелинейное формирование содержания // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XV. - М.: Прогресс, 1985. - С. 510-523.
5. Кудряшов И.А. Феномен коммуникативной свободы в устном и письменном дискурсе. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. - 240 с.
6. Лазарев В.А. Морфологические категории: антропоцентрический и лингвокультурологический аспекты интерпретации. - Ростов-на-Дону: ПИЮФУ, 2009.-254 с.
7. Grosz B.J., Sidner C.L. Attention, Intention, and Structure of Discourse // Computational Linguistics. - 1986. - Vol. 12. - № 3. - P. 175-204.