В статье рассматриваются вопросы влияния рынка труда на формирование профессионального самоопределения обучающихся, взаимодействия социальных партнеров и образовательных организаций по обеспечению занятости молодежи, раскрываются проблемы снижения уровня безработицы среди молодежи на основе включения в малый и средний бизнес, определяется значимость теоретического обучения во взаимосвязи с практической деятельностью на предприятии.
профессиональное образование, региональный рынок труда, профессиональное самоопределение, занятость молодежи.
Профессиональное самоопределение обучающейся молодежи приобретает особое значение в условиях становления и развития рынка труда. У молодежи появляются представления о частной собственности, о социальном равенстве и занятости. Растет доля молодежи, которая в определенной степени становится более самостоятельной и рассчитывает на свои силы и возможности. При этом значительная часть обучающейся молодежи не готова к требованиям, предъявляемым рынком труда. Это определяет повышение уровня тревожности, неуверенности в собственных силах, снижение уровня ответственности в процессе работы, преобладание, прежде всего, желания удовлетворять собственные интересы. Наблюдаются значительные различия в молодежных ценностях и мотивах: изменение направленности интересов от сферы производства к сфере услуг, от желания проявлять самостоятельность до полного нежелания быть инициатором.
Как показывают проведенные нами исследования по изучению профессиональных намерений обучающихся общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования (СПО), они не удовлетворены качеством работы и жизнедеятельности, такими как материальное положение, жилищные условия, уровень безработицы. Отвечая на вопрос, в каком направлении должна идти Россия, значительная часть молодежи (69%) считает необходимым движение к рыночной экономике. 30% обучающихся не желают возврата к прошлой жизни и 26% еще не определились [3].
1. Касаткина Н.Э., Пахомова Е.А., Руднева Е.Л. Взаимодействие образовательных организаций и промышленных предприятий региона в процессе формирования профессионального самоопределения обучающихся // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 1-2 (61) - С. 113-116.
2. Кязимов К.Г. Рынок труда и содействие занятости населения. - М., 2013. - 111 с.
3. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. - Москва: НИИРПО, 2006. - 241 с.
4. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей 1-11 кл. - М.: ОИЦ «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2010. - 256 с.
5. Шалавина Т.И. Особенности педагогической поддержки профессионального самоопределения учащейся молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 3 (7). - С. 100-105.
6. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В., Бурмистрова А.С. Профессиональное образование и молодежь России. Сравнительное социологическое исследование (2000 и 2010 гг.). - М., 2012. - 212 с.