Статья посвящена опыту реализации практико-ориентированного образования на направлении «Туризм» в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. Данные требования устанавливаются ФГОС 3 и 3+ и диктуются реальным рынком труда. Практико-ориентированный подход достигается через внедрение интерактивных форм обучения, привлечение к преподаванию практиков туристской индустрии, организацию различного рода практик, максимально связанных с будущей профессиональной деятельностью студента, проведение учебных поездок и внеаудиторных занятий для студентов. Важным фактором, повышающим сопряженность образовательного процесса на направлении «Туризм» с реальными потребностями туристского бизнеса, является формулирование конечных результатов в виде конкретных профессий. Такой подход позволяет организовывать образовательные модули в соответствии с требованиями турбизнеса. Важной формой формирования бизнес-мышления у студентов, обучающихся по направлению «Туризм», является их работа в ходе семинарских занятий над проектированием конкретных программ или объектов по заказу муниципальных или коммерческих учреждений. В отличие от бакалавриата, для уровня магистратуры при обучении в Ярославском государственном университете формулируются профессиональные ориентиры, связанные с управлением предприятиями туристской индустрии, управлением территориями, а также проектированием территориальных туристско-рекреационных комплексов. Востребованность выпускников университета на предприятиях туриндустрии является показателем успешности данного подхода в педагогической сфере.
ФГОС, практико-ориентированный подход, формирование профессиональных навыков
1. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. - 2002. - Вып.6. - С. 43-46.
2. Горьканова Л.В. Модульное обучение как педагогическая технология, используемая при практико-ориентированной подготовке кадров индустрии туризма // Материалы международной конференции Оренбургского государственного университета. [Электронный ресурс]: URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf6/17.pdf (дата обращения: 12.11.2015).
3. Джанджугазова Е.А., Агамирова Е.В. Практико-ориентированное обучение как ключевой фактор развития образования в сфере сервиса и туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2010. - №1. - С. 80-83.
4. Егошина Н.М. Формирование профессионально важных качеств студентов в учебном проектировании: на примере туристского вуза: дис.... канд. педагог. наук: 13.00.01. - М., 2005. - 237 с.
5. Карюкина О.А. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов. [Электронный ресурс]: URL: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/11/16/praktiko-orientirovannyy-podkhod-v-podgotovke (дата обращения: 12.11.2015).
6. Сахарчук Е.С. Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма: монография / Е.С. Сахарчук. - М.: изд-во «Русайнс», 2015. - 164 с.
7. Скамницкий А.А. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. - М., 2006. - 247 с.
8. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ. - 2011. - № 1.
9. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Эйдос. [Электронный ресурс]: URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (дата обращения: 07.10.2015).
10. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. - 2015. - № 2. - С. 326-330.