Москва, г. Москва и Московская область, Россия
изменение подходов к организации образовательного процесса в вузе уделяет большое внимание использованию технических средств обучения и мультимедийных презентаций в процессе преподавания, так как представляют значительный интерес для участников процесса профессионального образования, выводя его на качественно новый уровень.
инновационный процесс, технические средства обучения, мультимедийные презентации, активизация слушателей.
Условия современной России предъявляют высокие требования к сотрудникам правоохранительных органов, к их профессиональной квалификации. При этом в качестве одного из средств повышения эффективности образовательного процесса предлагается широкое использование инновационных образовательных технологий [2]. Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе и профессиональном образовании. Однако неизменной остается цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, компетентного, ответственного, конкурентоспособного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Кроме того, сотрудник правоохранительных органов должен обладать определенными ценностными ориентациями, созидательной личностной позицией, качествами и способностями, обеспечивающими устойчивость развития его личности [3]. Немаловажную роль в достижении поставленных целей отводится техническим средствам обучения и наглядным пособиям.
Сегодня с развитием информационных технологий, компьютерной техники появились новые возможности для всех сфер деятельности. Представляют они значительный интерес и для профессионального образования, выводя его на качественно новый уровень. Важнейшим направлением повышения качества преподавания любой учебной дисциплины сегодня, является использование технических средств обучения (ТСО) и наглядных пособий, которые на современном этапе преобразовались в мультимедийные презентации. Необходимость их применения обусловлено на современном этапе закономерностями развития образовательного процесса, результатами информационно-технического прогресса, возросшим объемом информации. Кроме того, к методическому обеспечению каждой учебной дисциплины предъявляются требования по созданию учебно-методического комплекса.
Естественно, само по себе наличие технических средств обучения и мультимедийных презентаций не решает вопроса качественного повышения уровня проведения учебных занятий. Это зависит от опыта и умения преподавателя, владения им методикой применения технических средств и наглядных пособий. Данная методика включает в себя, во-первых, обязательное предварительное изучение содержания, используемого на учебном занятии технических средств обучения и наглядных пособий; во-вторых, подбор приемов активации познавательной деятельности курсантов и слушателей на учебном занятии с использованием технических средств обучения; в-третьих, выбор форм и методов контроля за результатами работы курсантов и слушателей на учебных занятиях с использованием технических средств обучения.
В ходе проведения учебных занятий по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» преподавателю практически всегда приходится использовать технические средства обучения, которые оказывают ему исключительно большую помощь. Так, используя в аудиториях при проведении занятия мультимедийный комплекс можно показать учебный фильм, фотографии, презентацию. При этом изложение учебного материала приобретает яркость, убедительность, вызывает активную умственную деятельность курсантов и слушателей, что является необходимым условием глубокого и прочного усвоения знаний.
Мультимедийные презентации имеют ряд преимуществ перед другими наглядными пособиями. Они широко доступны каждому преподавателю, курсанту и слушателю без какой-либо специальной подготовки, их разработка не требует больших затрат, они малообъемны, просты, удобны в хранении, могут использоваться многократно практически без ограничения.
При наличии необходимого фонда мультимедийных презентаций по учебной дисциплине технические средства обучения позволяют решать широкий круг учебно-методических и воспитательных задач. Преимущество такой формы наглядного представления информации не вызывает сомнений. Изображение достаточно большое по размерам, хорошо видно на ярко освещенном экране. Поэтому они находят широкое применение на лекциях, семинарских и практических занятиях, на которых преподаватели (курсанты, слушатели) демонстрируют на экране формулировки понятий, выдержки из нормативных правовых актов и схемы, не отрываясь при этом от основного содержания лекции или выступления. Изображение на экране усиливает значение того или иного положения и сосредотачивает внимание курсантов и слушателей на излагаемом материале.
Использование на различных видах учебных занятий, на консультациях и при самостоятельной подготовке фильмов, отдельных видеофрагментов, презентаций прочно вошло в практику работы преподавателей современных вузов и стало одним из важных критериев их методического мастерства, профессионализма. Опыт проведения лекций с применением технических средств обучения показывает, что слушатели и курсанты с одобрением принимают предлагаемые формы взаимодействия с преподавателем, так как обостряется интерес к предлагаемому материалу через смену видов деятельности, активное включение в работу проявляет больше внимания к изучаемой дисциплине, лучше усваивается материал [1].
Использование технических средств обучения при проведении учебных занятий повышает интерес курсантов и слушателей к ним, способствует более глубокому и полному усвоению материала, позволяет увязать изучаемые вопросы с практикой деятельности органов внутренних дел. Современный процесс обучения – информационный процесс, поэтому необходимо представлять правильным его рассмотрение с позиции восприятия, осмысления и запоминания учебной информации. Качество педагогического процесса зависит от восприятия информации студентов, активное включение в работу слушателей обеспечивает эффективное воздействие на восприятие студентов в конкретной предметной области.
В дальнейшей работе при создании по разработке и применению технических средств обучения можно применять программы с интерактивным участием обучающихся в решении типовых задач по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)». Разработанные программы могут использоваться в дальнейшем в качестве вспомогательного элемента обучения непосредственно при проведении различных видов занятий, при защите домашних заданий, при индивидуальной самопроверке, при самостоятельном изучении курса с применением компьютера. Возможность использовать получаемые знания в практической деятельности, связано с пониманием и осознанием учебных целей. Разрабатывая презентацию по дисциплине, слушатель может использовать её при сборе портфолио, где рефлексивно трансформируется весь процесс обучения по данному курсу, что в дальнейшем способствует навыкам исследовательской деятельности [4, 5].
Инновационные образовательные технологии существенным образом повышают эффективность образовательного процесса как со стороны преподавателя (приемы обучения), так и со стороны студента (приемы изучения). При этом максимально эффективным будет являться их комплексное применение [2].
Все это предъявляет требования к преподавателю, связанные с совершенствованием педагогического и методического мастерства, а также компетенции в сфере современных инновационных технологий, способствующих совершенствованию образовательного процесса в образовательных организациях МВД России.
1. Афанасьев В.В. Сепиашвили Е.Н. Инновация как технологическая основа и критерий эффективности управления образовательными системами. В сборнике: Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг ХII Международная научно-методическая конференция. 2007. С. 42-47
2. Качалов В.В. Использование инновационных образовательных технологий при проведении аудиторных занятий как средство повышения эффективности образовательного процесса в вузе // Наука и практика. 2013. № 2. С. 125.
3. Михайлова В.К., Мальцева Т.В. Использование активных методов обучения в профессионально-психологической подготовке личного состава подразделений полиции: учебно-методическое пособие. - Руза: МОФ МосУ МВД России, 2015. С. 5.
4. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Портфолио как способ развития исследовательских навыков у студентов. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т. 4. № 1. С. 10-13.
5. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Портфолио-процесс и метод проектов в образовательной среде ведомственного вуза МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3. С. 83-87.