ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО (УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС)»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
изменение подходов к организации образовательного процесса в вузе уделяет большое внимание использованию технических средств обучения и мультимедийных презентаций в процессе преподавания, так как представляют значительный интерес для участников процесса профессионального образования, выводя его на качественно новый уровень.

Ключевые слова:
инновационный процесс, технические средства обучения, мультимедийные презентации, активизация слушателей.
Текст

Условия современной России предъявляют высокие требования к сотрудникам правоохранительных органов, к их профессиональной квалификации. При этом в качестве одного из средств повышения эффективности образовательного процесса предлагается широкое использование инновационных образовательных технологий [2]. Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе и профессиональном образовании. Однако неизменной остается цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, компетентного, ответственного, конкурентоспособного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Кроме того, сотрудник правоохранительных органов должен обладать определенными ценностными ориентациями, созидательной личностной позицией, качествами и способностями, обеспечивающими устойчивость развития его личности [3]. Немаловажную роль в достижении поставленных целей отводится техническим средствам обучения и наглядным пособиям.

Сегодня с развитием информационных технологий, компьютерной техники появились новые возможности для всех сфер деятельности. Представляют они значительный интерес и для профессионального образования, выводя его на качественно новый уровень. Важнейшим направлением повышения качества преподавания любой учебной дисциплины сегодня, является использование технических средств обучения (ТСО) и наглядных пособий, которые на современном этапе преобразовались в мультимедийные презентации. Необходимость их применения обусловлено на современном этапе закономерностями развития образовательного процесса, результатами информационно-технического прогресса, возросшим объемом информации. Кроме того, к методическому обеспечению каждой учебной дисциплины предъявляются требования по созданию учебно-методического комплекса.

Естественно, само по себе наличие технических средств обучения и мультимедийных презентаций не решает вопроса качественного повышения уровня проведения учебных занятий. Это зависит от опыта и умения преподавателя, владения им методикой применения технических средств и наглядных пособий. Данная методика включает в себя, во-первых, обязательное предварительное изучение содержания, используемого на учебном занятии технических средств обучения и наглядных пособий; во-вторых, подбор приемов активации познавательной деятельности курсантов и слушателей на учебном занятии с использованием технических средств обучения; в-третьих, выбор форм и методов контроля за результатами работы курсантов и слушателей на учебных занятиях с использованием технических средств обучения.

В ходе проведения учебных занятий по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» преподавателю практически всегда приходится использовать технические средства обучения, которые оказывают ему исключительно большую помощь. Так, используя в аудиториях при проведении занятия мультимедийный комплекс можно показать учебный фильм, фотографии, презентацию. При этом изложение учебного материала приобретает яркость, убедительность, вызывает активную умственную деятельность курсантов и слушателей, что является необходимым условием глубокого и прочного усвоения знаний.

Мультимедийные презентации имеют ряд преимуществ перед другими наглядными пособиями. Они широко доступны каждому преподавателю, курсанту и слушателю без какой-либо специальной подготовки, их разработка не требует больших затрат, они малообъемны, просты, удобны в хранении, могут использоваться многократно практически без ограничения.

При наличии необходимого фонда мультимедийных презентаций по учебной дисциплине технические средства обучения позволяют решать широкий круг учебно-методических и воспитательных задач. Преимущество такой формы наглядного представления информации не вызывает сомнений. Изображение достаточно большое по размерам, хорошо видно на ярко освещенном экране. Поэтому они находят широкое применение на лекциях, семинарских и практических занятиях, на которых преподаватели (курсанты, слушатели) демонстрируют на экране формулировки понятий, выдержки из нормативных правовых актов и схемы, не отрываясь при этом от основного содержания лекции или выступления. Изображение на экране усиливает значение того или иного положения и сосредотачивает внимание курсантов и слушателей на излагаемом материале.

Использование на различных видах учебных занятий, на консультациях и при самостоятельной подготовке фильмов, отдельных видеофрагментов, презентаций прочно вошло в практику работы преподавателей современных вузов и стало одним из важных критериев их методического мастерства, профессионализма. Опыт проведения лекций с применением технических средств обучения показывает, что слушатели и курсанты с одобрением принимают предлагаемые формы взаимодействия с преподавателем, так как обостряется интерес к предлагаемому материалу через смену видов деятельности, активное включение в работу проявляет больше внимания к изучаемой дисциплине, лучше усваивается материал [1]. 

Использование технических средств обучения при проведении учебных занятий повышает интерес курсантов и слушателей к ним, способствует более глубокому и полному усвоению материала, позволяет увязать изучаемые вопросы с практикой деятельности органов внутренних дел. Современный процесс обучения – информационный процесс, поэтому необходимо представлять правильным его рассмотрение с позиции восприятия, осмысления и запоминания учебной информации. Качество педагогического процесса зависит от восприятия информации студентов, активное включение в работу слушателей обеспечивает эффективное воздействие на восприятие студентов в конкретной предметной области.

В дальнейшей работе при создании по разработке и применению технических средств обучения можно применять программы с интерактивным участием обучающихся в решении типовых задач по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)». Разработанные программы могут использоваться в дальнейшем в качестве вспомогательного элемента обучения непосредственно при проведении различных видов занятий, при защите домашних заданий, при индивидуальной самопроверке, при самостоятельном изучении курса с применением компьютера. Возможность использовать получаемые знания в практической деятельности, связано с пониманием и осознанием учебных целей. Разрабатывая презентацию по дисциплине, слушатель может использовать её при сборе портфолио, где рефлексивно трансформируется весь процесс обучения по данному курсу, что в дальнейшем способствует навыкам исследовательской деятельности [4, 5]. 

Инновационные образовательные технологии существенным образом повышают эффективность образовательного процесса как со стороны преподавателя (приемы обучения), так и со стороны студента (приемы изучения). При этом максимально эффективным будет являться их комплексное применение [2].

Все это предъявляет требования к преподавателю, связанные с совершенствованием педагогического и методического мастерства, а также компетенции в сфере современных инновационных технологий, способствующих совершенствованию образовательного процесса в образовательных организациях МВД России.

Список литературы

1. Афанасьев В.В. Сепиашвили Е.Н. Инновация как технологическая основа и критерий эффективности управления образовательными системами. В сборнике: Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг ХII Международная научно-методическая конференция. 2007. С. 42-47

2. Качалов В.В. Использование инновационных образовательных технологий при проведении аудиторных занятий как средство повышения эффективности образовательного процесса в вузе // Наука и практика. 2013. № 2. С. 125.

3. Михайлова В.К., Мальцева Т.В. Использование активных методов обучения в профессионально-психологической подготовке личного состава подразделений полиции: учебно-методическое пособие. - Руза: МОФ МосУ МВД России, 2015. С. 5.

4. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Портфолио как способ развития исследовательских навыков у студентов. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т. 4. № 1. С. 10-13.

5. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Портфолио-процесс и метод проектов в образовательной среде ведомственного вуза МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3. С. 83-87.


Войти или Создать
* Забыли пароль?