Статья посвящена решению проблемы развития туризма на непризнанных или частично признанных территориях посредством создания современной информационной инфраструктуры туристско-рекреационной сферы. В статье рассмотрены современные геополитические тенденции в мире, связанные с разделением, присоединением и самоопределением различных территорий. В этой связи отмечается политическое значение и социальная ответственность туризма во всём мире: он может и должен содействовать укреплению взаимопонимания между представителями различных культур и территорий, тем самым смягчая геополитические конфликты. Автором ставится и исследуется вопрос о возможности развития туристической отрасли на территориях непризнанных или частично признанных малых государств, находящихся в стадии оформления своей государственности и адаптации экономики к новым условиям. Рассмотрены особенности создания информационной инфраструктуры, её развития и продвижения на непризнанных или частично признанных территориях. В качестве мультипримера приводится Донбасс. В статье обоснована необходимость создания Единого многоязычного туристического портала как механизма продвижения туристического потенциала территории и развития внутреннего и въездного туризма, а также показана перспективность информационной поддержки территории и туризма в Интернет-ресурсах, таких как Wikipedia и Google Earth. Автором сформулированы рекомендации и описаны конкретные шаги для проведения широкомасштабной республиканской рекламной кампании для популяризации региона как привлекательной туристской территории и делается вывод о том, что туризм является стимулом цивилизационного разнообразия в условиях современной геополитики, способным улучшить взаимопонимание между государствами и ускорить международное признание непризнанных или частично признанных территорий.
туризм, геополитика, информационная инфраструктура, туристический портал, неогеография, непризнанные государства, ТИЦ
1. Мажар Л.Ю. Теоретические основы формирования трансграничных туристско-рекреационных систем // Туризм и региональное развитие: сб. науч. ст. - Смоленск: Универсум, 2015. - Вып. 8. - С. 58-63. ISBN 978-5-91412-284-0.
2. Калабкина И.М., Кицис В.М. Динамика и региональная структура въездного и выездного российского туризма // Туризм и региональное развитие: сб. науч. ст. - Смоленск: Универсум, 2014. - Вып. 7. - С. 111-117. ISBN 978-5-91412-284-0.
3. Зиновьева Е.С. Информационное общество и современные международные отношения // Образование и информационное общество: межсекционный сб. №5 материалов VIII Конвента РАМИ (апрель 2014 г.) / под ред. Е.В. Бережновой, Е.С. Зиновьевой, А.В. Шашковой. - М.: МГИМО-Университет, 2015. - С. 70-78. ISBN 978-5-9228-1371-6.
4. 3d documentation of natural heritage for virtual environments and web - case study: Valley of geysers, kamchatka / A. Leonov, A. Klimenko, A. Aleynikov et al. // Proc. of the IADIS Multi Conf. on Computer Science and Information Systems 2011, MCCSIS 2011. - 2011. - P. 255-259.
5. Cакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира: монография. - К.: МАУП, 2004. - 399 с.
6. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. - М.: Книжный дом «Университет», 2011. - 144 с.
7. Опыт создания 3d-модели заповедника каменные могилы методами неогеографии и предварительные результаты исследований / А. Я. Аноприенко, Е. Н. Ерёмченко, И. Л. Семичастный, В. А. Сиренко // Камянi Могили - минуле та сучаснiсть матеріали Науково-практичної конференції, присвяченої 85-річному ювілею відділення Українського степового природного заповідника НАН України "Камяні могили". - Ноулiдж Донецк, 2012. - С. 77-90.
8. Дурович А.П. Реклама в туризме: учеб. пособие. - 4-е изд. - Минск: Новое знание, 2008. - 222 с.
9. Аноприенко А.Я., Башков Е.А., Еремченко Е.Н. Неогеография и концепция электронного города // Высокие технологии - стратегия XXI века: материалы конф. X Юбилейного Международного форума. - М., 2009. - С. 471-473.
10. Новые методы географии и использование информационного потенциала территорий в туризме / В. И. Кружалин, А. Я. Аноприенко, В. Т. Дмитриева и др. // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды V Международной науч.-практ. конф. (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, геогр. ф-т). - М., 2010.
11. Семичастный И. Л. Основные направления организации информационной поддержки развития туризма в регионе на основе использования информационной системы туристских информационных центров (ТИЦ) // Вісник ДІТБ. - 2011. - №15. - С. 242-244. ISSN 1994-2753.
12. Lebezova Ella, Semichastny Igor, Wolodtschenko Alexander Mini-Bildatlanten in Google Maps oder Yandex Maps [Электронный ресурс] // Meta-Carto-Semiotics. Vol.6 2013 ISSN 1868-1387. URL: http://meta-carto-semiotics.org/uploads/mcs_vol6_2013/MCS_Vol6_2013_Lebezova_et_al.pdf (дата обращения: 28.01.2016).
13. Ивченко Л.А., Лебезова Э.М. О возможности использования терриконов в увеличении туристической привлекательности Донецкого региона // Вісник ДІТБ. - 2012. - №16. - С. 186-192. ISSN 1994-2753.