В статье обоснована необходимость формирования туристского имиджа страны, являющегося неотъемлемым компонентом общего международного имиджа. Установлено, что туристский имидж тесно взаимосвязан с геополитическим, природно-климатическим, социально-экономическим и прочими компонентами, способствует поддержке и развитию исторического и культурного потенциала территории и содействует укреплению партнерских отношений между странами. Доказано, что в системе туристского имиджа особое место отводится деловым, культурным и научным связям между странами, которые оказывают комплексное влияние на развитие национальной экономики и её интеграцию на мировой рынок, тем самым формируя специальный вид туризма – деловой (конгрессный). Автором выявлены факторы, формирующие туристский имидж государства, и дана его обобщённая оценка на основе проведения компаративного анализа основных экономических показателей развития туризма наиболее востребованных туристских дестинаций. Для оценки степени влияния числа туристов, посетивших ту или иную туристскую территорию, инвестиционных вложений в развитие туризма и количества проведённых в стране международных коммуникативных мероприятий на уровень прямых доходов от туризма проведено экономико-математическое моделирование посредством построения корреляционно-регрессионного уравнения на основе данных 20 стран мира. Установлено, что наибольшее воздействие на формирование доходной части туристской отрасли оказывают капитальные вложения в объекты туристской инфраструктуры и число проведённых коммуникативных мероприятий, которые прямо или косвенно создают общее представление и определённый образ принимающей стороны. Аргументировано, что деятельность по проведению международных мероприятий включает экономический, инфраструктурный, психологический и обслуживающий аспекты, которые в совокупности формируют туристский имидж государства.
туристский имидж, дестинация, конгрессный туризм, прямые доходы, инвестиции
1. Anholt S. (2009). The media and national image. Place Branding and Public Diplomacy, 5, 169-179.
2. Anholt S. (2010). Places: Identity, image, and reputation. New York, NY: Palgrave Macmillan.
3. Aronczyk M. (2013). Branding the nation: The global business of national identity. Oxford, UK: Oxford University Press.
4. Fan Y. (2010). Branding the nation: Towards a better understanding. Journal of Place Branding and Public Diplomacy, 6 (2), P. 97-103.
5. Roth Katharina P., Diamantopoulos Adamantios (2009). Advancing the country image construct / , Journal of Business Research Volume 62, Issue 7, July 2009, P. 726-740.
6. Brennan Timothy (2015). On the Image of the Country and the City. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/anti.12186/abstract (дата обращения: 17.04.2016).
7. Ильин И.В., Леонова О.Г. Роль и значение имиджа страны в условиях глобализации // Социально-гуманитарное знание. 2008. №5. С. 17-27.
8. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. №3(19). С. 29-35.
9. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. 2008. №2. URL: http://mediascope.ru/node/252 (дата обращения: 20.04.2016).
10. Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-rossii-kontseptsiya-natsionalnogo-brendinga (дата обращения: 20.04.2016).
11. Пищева Т.Н., Виноградова Н.С., Недова А.Н. Образ России под углом зрения политических коммуникаций // Полис. 2010. № 4. С. 32-45.
12. Серый В.В. Имидж судебной власти в России как отражение социально-политических процессов: дис.... канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2011. 216 с.
13. Роль образа России в формировании общеевропейского политического пространства / под ред. Н.К. Арбатовой. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 128 с.
14. Гавра Д.П., Таранова Ю.В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб. пособие. СПб.: СПб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. 155 с.
15. Данилова Н.Е. Проблемы формирования конкурентоспособного туристского рынка в России // Импульс-2014: труды XI Международной науч.-практ. конф. студентов, молодых учёных и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. Томск: Изд-во ТПУ, 2014. С. 33-36.
16. Коваленко Т.Д. Туристический имидж как фактор социально-экономического развития региона. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskiy-imidzh-kak-faktor-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (дата обращения: 22.04.2016).
17. Крашкина Л.И. Проблема формирования туристского имиджа региона. URL: http://www.deims.ru/tour-image3.html (дата обращения: 22.04.2016).
18. Парфиненко А.Ю. Туристический имидж как источник конкурентоспособности региона // Актуальные проблемы экономики, менеджмента, маркетинга: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 17-19 нояб. 2009 г.). Белгород: Изд-во БЕЛГУ, 2009. Ч. 2. С. 257-262.
19. Таранова Ю.В. Туристический имидж страны // Имидж государства/региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 /отв. ред. Д.П. Гавра. - СПб.: Роза мира, 2009. 264 с.
20. Логунова Н.А. Использование маркетингового подхода при формировании стратегии развития круизного туризма // Практический маркетинг. 2014. № 4 (206). С. 31-38.